I. Военная стратегия Саурона и западных королевств в конце В.Э.
Исследование причин войны Последнего Союза, предшествующей политической ситуации, замыслов сторон и хода боевых действий
Толкиновская история "воображаемого прошлого" богата и многогранна. Для нее характерно сочетание четко и скупо заданной фабулы с прочной, подробной и красочной картиной развития сюжета и действия. Например, что может быть проще образа Барад-дура? Темная Башня (или Великая Башня, как называет ее Голос Саурона), выдвинутая из серединных областей земли к западным берегам - как угроза и как центр будущей мировой империи. Вместе с тем: насколько насыщенны страницы "Властелина Колец" в описании путешествия Фродо и Сэма через непосредственные окрестности этой Башни! На толкиновские притчи можно смотреть самыми разными глазами, всякий раз выясняя для себя что-то новое и удивительное.
Увы, читатели бывают склонны терять "картину" из виду. Даже "фабулу" макроистории нелегко усвоить из беспорядочных эпических отрывков: в результате часто можно услышать рассуждения об "Арноре и Гондоре, основанных и заселенных экипажами девяти кораблей", о "невозможности мобилизации огромных армий Саурона с небольших и бесплодных мордорских пустынь", о "Гэндальфе, силой Валар возвращенном к жизни", о "безразличии Ар-Фаразона к Кольцам Власти, непонятном в свете его жажды бессмертия" - и другой чепухе, мало отношения имеющей к толкиновскому Среднеземью.
Здесь мне хотелось бы рассказать о войне Последнего Союза, второй из трех великих войн "легендариума Колец", разделившей его на два эпоса; о войне, венчающей собою "атлантическую" В.Э. Фабула здесь проста: Враг ненавидит эльдар и Верных нумэнорцев и угрожает сбросить их в Море. Однако не стоит воспринимать эту войну как неизбежную просто в силу названной вражды - как столкновение, заданное самой схемой "борьбы эльфов и людей с Темным Владыкой". В самом деле, Саурон боялся и ненавидел тех и других довольно давно, он уже вел с ними немало разных войн, каждая из которых была вызвана не каким-то маниакальным стремлением уничтожать врагов везде и всюду, но определенными, присущими именно ей причинами - также и война Последнего Союза носила обдуманный характер и имела собственную специфику.
В этом докладе я планирую доказать, что:
1) главной политической реальностью В.Э. был Нумэнор;
2) его колонии четко делились на два во многом различных региона, "северный" и "южный", и это разделение сыграло важнейшую роль после гибели Острова;
3) война Последнего Союза задумывалась Сауроном как локальный конфликт с ограниченными целями, а не то решающее столкновение, каким она стала;
4) поражение Союзников в последнем штурме Ородруина стало бы равнозначно их поражению в войне.
II. Грубая периодизация В.Э.
500-1000 Активность Саурона, рост Эрегиона, нумэнорское влияние на берегах.
1000-1700 Укрепление Эриадора, возведение Барад-дура, колонизация "Арнора".
1700-2300 Оккупация Востока Сауроном, новые колонии, Умбар, появление улаири.
2300-2700 Новый натиск Врага ("Черные Годы"), сломлен и отброшен Нумэнором.
2700-3320 Затмение Нумэнора, поглощение державы Саурона, Акаллабэт.
Бросим беглый взгляд на предысторию интересующего нас времени, а заодно и на прежние войны с Сауроном. Мы увидим: вся В.Э. прошла под знаком Звезды. Еще прежде существенной колонизации Среднеземья, когда корабли дунэдайн только начали появляться у берегов, и Саурон, и Гиль-галад осознали решающее значение "нумэнорского фактора". Именно это побудило их еще в 500-1000 гг. соответственно к постройке Барад-дура и принятию стратегии "защиты Эриадора", определив будущий облик мира. Стержнем последующей истории оказывается противоборство двух могущественных государств: Эленны и Мордора, - проходящее четыре фазы.
1) Предварительная подготовка, укрепление позиций, накопление сил, разведка происходящего. Особо отмечу: Враг заранее чувствовал себя неуверенно, что и стало причиной создания "главной твердыни" в виде Барад-дура.
2) Первое крупное столкновение (Эрегионская война) отделяет этот период от предыдущего. Оно ошеломило обе стороны и быстро сменилось поиском новых решений: для Саурона это покорение Востока и раздача Колец Власти, а для нумэнорцев - отторжение его южных владений.
3) Новая взаимная проба сил завершается полным стратегическим преобладанием дунэдайн (ко времени интронизации Тар-Калмакиля). Саурон продолжает терять территории, а новых козырей у него уже нет.
4) Окончательный разгром мордорской империи. Ее слияние с Нумэнором.
Отсюда мы видим: любые замыслы правителей Эннора В.Э. должны были строиться главным образом вокруг Нумэнора и его колоний. После Акаллабэт основой выработки новой политики стала для них не долгая предшествующая история, а именно возникшее в катастрофе состояние мира: даже Саурон не ожидал гибели Острова, только Армады и Ар-Фаразона. Он не был готов к ней и оказался вынужден придумать что-то новое после возвращения в Мордор. Поэтому нам следует разобраться, что представлял собой Остров накануне Падения.
III. Развитие техники в Нумэноре
Нумэнор перед падением воплотил в жизнь технические достижения уровня XIX - начала XX вв. Предпосылками к его развитию были обширные и благодатные земли Острова, с хорошим климатом и богатыми ресурсами (включая даже митриль - единственное место кроме Кхазад-дума), долгая жизнь, мир и безопасность, а впоследствии - огромная колониальная империя, работавшая на обогащение метрополии.
Нумэнорский социум продемонстрировал способность управлять единой мировой державой с размерами Британской Империи. После Акаллабэт, на стадии упадка, дороги прокладывались через холмы насквозь, и произошли первые кругосветные путешествия. Тексты сообщают об использовании машин (причем начало этого процесса Толкин в Письмах относит ко временам прежде пленения Тху), о постройке железных кораблей, артиллерии и даже какой-то авиации.
Если бы такие технологии пронизывали всю ремесленную систему, это означало бы индустриальное общество и невозможность их утраты колониями. Значит, хозяйство Эленны - многоукладное, а высшие научно-технические достижения существовали благодаря избытку трудовых и природных ресурсов, но вне связи с повседневной работой предоставляющей их экономики. Исторические примеры таких опережающих свершений, вроде паровой машины в Древней Элладе, показывают их невостребованность обществом. Но в данном случае "заказчиком" и автором технологии вовсе оказывается не общество, а лично Саурон-Зигур. Он уже имел прежде подобный опыт: строительство Барад-дура руками дикарей.
Надо полагать, "обыкновенная" экономика Острова соответствовала Европе XV-XVI веков, с бонусами в виде природного изобилия, высокой производительности труда и эксплуатации обширных колоний.
IV. Фаразон возвращается на Остров
Приблизительная военно-политическая ситуация к 3244 году В.Э. За основу взята физическая карта "Вторая Эпоха Арды" из "Атласа Среднеземья" Карен Винн Фонстад.
Колонии дунэдайн исторически делятся на две группы: северные, оставшиеся Верными, и южные, владения Людей Короля. Освоение северных колоний началось еще в 750-800 гг., но почти всегда велось лишь малыми группами энтузиастов. Многие туземцы были настроены дружелюбно, поэтому дунэдайн проводили дифференцированную политику, деля здешних автохтонов на "Средних" и "Темных". С первыми заключались взаимовыгодные союзы, велась торговля, пришельцы совершенствовали их культуру. Вторые вытеснялись или уничтожались.
Защита этого "дружественного ядра" долгое время оставалась стратегическим приоритетом; потерпев крах в Эрегионской войне, он вынудил королей искать не столь прямые пути войны. Огромное значение для формирования облика будущих Арнора и Гондора сыграл раскол в нумэнорском обществе, наметившийся в XVIII веке В.Э. Теперь сюда устремлялись главным образом Верные, стремившиеся к дружбе с эльфами и свободной жизни без препятствий со стороны Короны, видевшие в новых землях дом для себя и своих детей. Они больше опирались на поддержку Линдона, нежели Острова, и первоначальная ресурная структура местной экономики стала сменяться на автономную. Благодаря этому уровень хозяйственного развития "севера" начал сближаться с эленнским. Эмиграция из-за Моря особенно возросла в последние века перед Акаллабэт из-за ужесточавшихся преследований Верных, и в годы Великого Вооружения, когда не желавшие воевать с Валар бежали сюда от мобилизации. Власть королей на "севере" уже сделалась номинальной; катастрофа нисколько не ухудшила здешнюю демографическую ситуацию.
Южные колонии возникли в землях, испытавших культурное влияние Нумэнора в 830-1600 гг. В.Э. на доимперской стадии, но затем подпавших под власть Мордора. Здесь политика Короны с самого начала преследовала три цели:
1) оборонительное противодействие Мордору (Ангрэност, Пэларгир, Умбар);
2) экспансия, косвенно направленная против Мордора;
3) обогащение метрополии за счет колоний.
Самой северной из южных колоний был Умбар. Расположенный вблизи Мордора, он служил щитом всему региону, базой для экспансии, угрозой самому Врагу; так что еще южнее не были нужны столь мощные крепости. Вторая задача обеспечивалась умбарским прикрытием и общим превосходством Людей Моря над туземцами. Своим появлением она обязана итогам Эрегионской войны: потерпев крах в "защите дружественного ядра", короли попытались подточить могущество противника, отторгнув от Мордора его владения. Саурон восполнил потерю влияния на Юге путем оккупации Востока, в то время недоступного дунэдайн; так Враг оправился от урона, нанесенного ему созданием "южных" колоний, но дунэдайн в то же время усилились. Третья, возникшая из желания смягчить бремя военных расходов, со временем вышла на первый план для Королевской Партии. "Южному" региону было предопределено стать сырьевым придатком Острова. Это заморозило его техническое развитие, и само его существование в прежнем виде полностью зависело от связей с Эленной (т.к. сложные, принесенные колонистами элементы культуры не воспроизводились на месте, а постоянно ввозились в готовом виде из-за Моря). Здесь дунэдайн относились к туземцам однообразно: все они порабощались и облагались жестокими повинностями. Интересы максимального обогащения приводили к минимальной плотности нумэнорского населения. Однако "южный" регион был магистральным направлением колонизации, как более привычный нумэнорцам климатически и связанный с Островом относительно короткими коммуникациями; устремлявшиеся сюда Люди Короля также численно превосходили Верных неизменно со времен Тар-Атанамира. Так что по общей численности населения (как нумэнорского, так и туземного) эти колонии должны были многократно превосходить "северные". Впрочем, Великое Вооружение чудовищно обескровило здешних дунэдайн.
Восточные колонии - это Мордор и его владения, присоединенные после сдачи Саурона. Не были колониями в строгом смысле слова: за 57 лет дунэдайн не успели освоить их и по-настоящему включить в свою державу (в т.ч. из-за удаленности от моря).
Нумэнорская военная техника была утрачена везде: восток и юг не имели возможности строить и поддерживать ее, а север не был затронут новыми веяниями (кроме того, они ассоциировались с религией Тьмы). Разделение колоний на признавших Элендиля и отвергнувших его произошло почти сразу. Держава Гиль-галада восстановила силы за более чем полторы тысячи лет, прошедших после войны.