В последние года существования Нумэнора большинство жителей Острова, в том числе и Король, с подачи Саурона стали поклоняться Тьме и ее Владыке, Мэлькору. В Храме совершались страшные жертвоприношения: людей сжигали заживо или убивали в кровавых ритуалах. Основными жертвами черного культа стали Верные, то меньшинство, что еще хранило верность Валар, Единому и дружбе с эльдар. Несмотря на преследования, Верные в большинстве своем никогда не помышляли о бунте и уж во всяком случае не было и попытки сколь-либо крупного и организованного мятежа. Они предпочитали скрываться или уплывать в Средиземье. Когда глава Верных, Князь Андуниэ Амандиль, узнав о готовящейся войне с Валар, решается плыть на Запад, его сына, Элэндиля, прежде всего волнует вопрос о том, не предает ли своим поступком Амандиль Короля. Почему же Верные до самого последнего дня сохраняли верность королевскому дому и Королю, несмотря на все преследования и жуткий культ? На наш взгляд, разгадка кроется в общем отношении нумэнорцев к королевской власти. Рассмотрению этого вопроса и посвящена данная работа.
1. Начальные структуры власти.
В этом разделе речь пойдет в основном о понятии власти у Трех Домов Эдайн (и части народа друэдайн), от которых происходит население Нумэнора. О других народах, например, об истерлингах, в этой статье речи идти не будет.
О структуре власти у людей до прихода на Запад существует очень мало сведений. "Рассказ Аданэли" ("Атрабэт", приложения), записанный в Нумэноре, повествует о том, что на заре существования человечества люди признали Мэлькора своим Владыкой и Богом, и это было первое падение людей. Несомненно, что это предание базируется на древнем материале, но сам текст претерпел с течением тысячелетий существенные изменения. Потому нельзя сказать с уверенностью, что подразумевалось под словом "Владыка". Ясно, что, согласно преданию, люди вручили власть над собой Мэлькору, правда, формы этой власти доподлинно неизвестны. Интересно, что Мэлькор сам научил людей словам Клятвы. Также, согласно "Рассказу", те люди, что были особенно угодны Мэлькору из-за своих личных качеств, то есть самые сильные и жестокие, получили власть над своими соплеменниками. Власть Мэлькора и его ставленников выражалась прежде всего в обладании материальными вещами, которые существенно облегчали жизнь людей. Власть сакральную Мэлькор приобрел над людьми как раз после того, как люди признали его Богом, так как именно после этого люди стали просить Мэлькора о бессмертии или по крайней мере о продлении жизни, в то время как раньше речь шла о мире материальных вещей. Подобная материальность власти очень характерна именно для Мэлькора, придававшего материи очень большое значение и старавшегося все перевести в материальные формы. "И потому, когда Мэлькор, будучи "Морготом", сталкивался с существованием иных обитателей Арды, обладающих собственной волей и разумом, его приводил в ярость сам факт их существования, и его единственным средством воздействия на них была физическая сила, или страх перед ней. Единственной его конечной целью было их уничтожение" ("Заметки о мотивах "Сильмариллиона"). Таким образом, власть Мэлькора преимущественно осуществлялась именно через материю.
Но этим влияние Мэлькора не ограничивалось. После произнесения Клятвы люди стали уязвимы и в духовном плане: "'Беда' эта, как подозревали эльфы, была некий мятеж, выразившийся в принятии Мэлькоpа как Бога. Следствием этого было то, что фэа была [? лишена свободы] и Мэлькоp получил [взято в скобки, но не вычеpкнуто: пpедъявлял пpава на тех, кто пpежде восстал пpотив него и искал защиты у Эpу>] доступ к [??] оpэ [???] и только мудpейшие из Людей могли отличить его злые внушения от истинного оpэ" (The "disaster" the Elves suspected was some rebellion taking [the] form of accepting Melkor as God. One consequence of this was that the fea was [?imprisoned] and Melkor has [bracketed, but not deleted: claim upon those who had rebelled against him and sought the protection of Eru>] access to [??] ore which [???] but were [?useless] and only the wisest of Men could distinguish between [?his] evil promptings and the true ore". - Заметки по поводу "орэ", Виньяр Тэнгвар, номер 41, с.14). Таким образом, власть Мэлькора над людьми в древние дни была и материальной, и духовной, сакральной.
Те люди, что стали править своими соплеменниками от имени Мэлькора, действовали в интересах прежде всего самого Мэлькора. Они осуществляли очень жесткую властную структуру, тиранию. Главным условием обретения и сохранения власти отныне стало усердное поклонение Мэлькору. "Им он давал дары и знания, которые они хранили в тайне; и они стали могущественными и гордыми, и поработили нас, так что мы не ведали отдыха средь трудов и горестей" ("Рассказ Аданэли"). Заметим, что люди, отмеченные Мэлькором, были не только правителями, но и жрецами Мэлькора, и даже в первую очередь жрецами, получающими власть из рук своего божества. Скорее всего, эти поработители старались не только в угоду своему Господину, но и для себя лично, так как Мэлькор выделял людей, похожих на него гордыней, жадностью и своеволием.
Существовало ли у людей понятие власти до Клятвы Мэлькору и каковы были формы этой власти, неизвестно. Итак, древнейшее упоминание о власти окрашено темными тонами воспоминания о рабстве под рукой Мэлькора и его слуг.
Далее мы находим людей уже в Бэлэрианде. Эльфы увидели людей, управляемых вождями, но не королями. Племена людей состояли из родственных родов, так что каждому племени соответствовал свой фенотип и свой склад характера. Например, племя Бэора было сероглазым и темноволосым, а племя Мараха - светловолосым и голубоглазым. Племенем управлял, как правило, один из родов, по имени этого рода эльфы и называли все племя. Не исключено, что в племени одновременно могло быть несколько вождей, но все же главная роль принадлежала одному из них. В племени могли случаться расколы, тогда у недовольных был свой вождь, как Бэрэг из рода Бэора или Амлах из рода Мараха.
Власть в племени передавалась от отца к сыну: "Править своим племенем он (Бэор - О.Б.) доверил старшему сыну Барану" ("Сильмариллион"). В случае отсутствия сына власть, как это видно на примере Халэт из племени халадинов, могла перейти и к дочери (хотя, возможно, так было только у халадин - см. "Скитания Хурина"). Но все же власть, по всей видимости, передавалась традиционно по мужской линии: "Мужа у нее не было, и главенство потом перешло к Халдану, сыну ее брата Халдара" ("Сильмариллион"). Неизвестно, переходила ли власть в роду автоматически, со смертью старшего, или для этого необходимо было согласие всего племени или по крайней мере наиболее уважаемых его представителей. Сказано, что Бэор "передал власть своему старшему сыну" ("Сильмариллион"), но Халэт из халадинов была выбрана вождем в своем народе, вообще же у халадин, в отличие от других народов, не было общего вождя до Халдада, отца Халэт. Халадины жили небольшими селениями и каждое селение управлялось по своим обычаям и законам, так что выборная власть для них имела большее значение, нежели власть, передаваемая по наследству. Также есть упоминания о народных собраниях халадин, на которых решались вопросы, общие для всего племени ("Скитания Хурина"). Народы Мараха и Бэора, от которых затем пошло большинство нумэнорских родов, жили более организованно. Но даже нелюдимые халадины вынуждены были избрать себе вождя, когда не смогли справиться с постоянными нападениями орков.
Власть вождей держалась скорее на всеобщем уважении и на традиции, и не была тиранической. Вожди были сугубо светскими лидерами, не несущими никаких сакральных функций, ибо от поклонения Мэлькору эдайн отказались, а других богов не знали. Известно два случая, когда вожди поступали наперекор воли народа. В первом случае Амлах из рода Мараха отказался вести часть своих соплеменников, хотевших мирной жизни, в Эриадор. Тогда они избрали себе нового вождя и ушли сами. Во втором случае Халэт, женщина-вождь племени халадинов, пожелала вести свой народ на Запад, и все пошли за ней, хотя большинство людей вовсе не хотело переселяться. В новых землях часть народа разбрелась, но "прочие, однако, любили владычицу Халэт и готовы были следовать за нею, куда бы она не пошла" ("Сильмариллион"). Здесь, как мы видим, снова подчеркивается тот момент, что власть вождей строилась в основном на личном авторитете, но не на особом знании и не на обладании материальными благами или принуждении.
В случаях особо важных племя собирало совет, как в случае ухода Бэрэга и части народа Мараха: "Был тогда созван большой совет людей, и собралось их много" ("Сильмариллион").
Итак, можно выделить следующие характерные черты власти у людей Бэлэрианда, существовавшие до их встречи с Высокими эльфами. Власть носила чисто светский характер, была основана на личных отношениях любви и уважения, не основывалась ни на силе, ни на материальном превосходстве, могла быть выборной, хотя чаще традиционно вождями становились по наследству, важные вопросы решались сообща, понятие власти было традиционно связано с определенным родом.
После встречи с эльфами-нолдор понятие власти и властные институты у людей претерпели некоторые изменения. Во-первых, люди признали своими властителями эльфийских владык: Финрода, Финголфина, Маэдроса и других. Первым пришел на службу к Финроду вождь Бэор, а затем и многие из его племени: "Но Фэлагунд жил среди них и учил их истинным знаниям, и они полюбили его и почитали своим властителем, и после были всегда верны дому Финарфина" ("Сильмариллион"). Отметим, что речь идет опять о роде, а не только об одном конкретном эльфе, хоть и весьма достойном. И далее люди приходили на службу к лордам эльдар, оставляя родные племена: "и тогда многие молодые и отважные эдайн поступили на службу к королям и владыкам эльдар" ("Сильмариллион"). Интересно, что Тингол велел "чтобы люди селились на севере и чтобы принцы (эльдар - О.Б.), которым они служат, отвечали за все их проступки". То есть люди, в его понимании, как бы не являются полностью самостоятельным народом в Бэлэрианде, за них отвечают эльфийские лорды, как родители - за детей. Это мнение подтверждают и сами люди, Турин говорит Финдуилас: "и не король я, потому что наши короли - из эльдар, а я не из этого народа" ("...and I am not a king, for our kings are of the Eldar, as I am not", "Нарн и Хин Хурин", приложение). Таким образом, люди признали за эльфами-нолдор власть большую, чем за своими вождями. В этом признании можно усмотреть начало сакрализации власти в хорошем смысле, как противоположность той сакральной власти, что была у людей Мэлькора.
Эльфы же не только стали владыками людских племен (хоть и не всех, например, халадины не были ничьими вассалами), но и назначили им единых вождей, поселили их на специально отведенных землях. "Однако, по прошествии некоторого времени, владыки эльфов, понимая, что не годится людям и эльфам жить вместе без всякого порядка и что у людей должны быть правители одной с ними крови, отделили земли, где люди могли жить своей жизнью, и назначили вождей, что должны держать эти земли" ("Сильмариллион"). Две вещи примечательны: то, что понятие власти у людей стало в результате более определенным, и то, что вожди теперь были не просто народоводителями, но "держателями земли", то есть были ответственны за защиту земли своего племени. Речи о частной собственности на землю пока не идет, но уже появилось по крайней мере понятие племенной собственности на землю. И если раньше люди бродили вольно там, где им вздумается, но не имели надежного пристанища, то теперь они по большей части стали жить оседло, защищая свою землю и имея надежных союзников в лице эльдар.
Любопытно, что на квэнья есть два слова, обозначающих владык: как аран "держатель земли" и таро, тар как "народоводитель". Вожди людей до встречи с эльдар были именно народоводителями, причем часто не всего народа, а своего племени; держателями земли они стали после контакта с нолдор и земли держали именно от королей эльфов, как вассалы. Можно сказать, что как вожди людей не были королями в полном смысле слова, так и не были они и собственниками земли. "Эти люди были союзниками эльдар в войне, но шли в бой под водительством своих владык" ("Сильмариллион"). Самостоятельность людей как народа повысилась, но вся полнота власти принадлежала не им, а эльфам, как о том свидетельствуют слова Турина, произнесенные уже после того, как вождям людей были дарованы земли.
Почему же большинство людей признавало за королями нолдор право называться и королями людей? Заметим, что считать их своими владыками стали люди добровольно, никем не понуждаемые. И люди племени Халэт, отказавшиеся от покровительства Карантира, не были врагами нолдор, но лишь желали жить самостоятельно. Возможно, разгадка кроется в следующем. Люди Трех Домов, ставшие Друзьями Эльфов, ушли из мест, где почитали Мэлькора и пошли на Запад, ведомые старинными легендами о том, что Солнце в первый раз взошло на Западе и еще больше смутным желанием света. Они отказались от привычной формы власти, сакральной и в то же время материальной, тиранической по своей сути. Но новая форма власти, равноценная прежней, еще не возникла, так как для этого необходимо взаимодействие с высшими силами, от лица которых и говорит король. Люди Мэлькора получили свою власть непосредственно от своего бога, люди Трех Домов не получили власть ни от кого, потому и форма власти у них была неустойчивая, основанная по большей части на личных пристрастиях и привычных традициях. Узнав нолдор, люди сначала приняли их за Валар, далеких богов Запада, о которых им рассказывали Темные эльфы, авари. В этой ошибке крылась доля истины: нолдор несли в себе свет Запада, свет настоящих высших сил, общения с которыми так жаждали люди. Ведь у людей не было богов с тех пор, как они ушли с Востока от слуг Мэлькора. Потому нолдор, сознательно или нет, воспринимались людьми как представители богов, несущие с собой правильный порядок вещей, естественный закон, в отличие от тиранического и коверкающего закона Мэлькора, который есть лишь проявление одной его злобной воли. Они несли с собой свободу от духовного рабства у Мэлькора, свободу от страхов и того зла, что нес с собой Враг. А если существует другой, ненасильственный и гармоничный порядок вещей, если есть светлые Валар, значит, что приобщившись к ним или к их представителям, люди смогут жить по возможности более полной, счастливой, гармоничной жизнью. Такой жизнью, какой, возможно, жили бы они, если бы не принесли Клятву Мэлькору. Таким образом, в нолдор люди видели не только учителей, передававшим им знания о мире, но и владык, обладающей не только материальной, но и сакральной властью. Финрод был королем не потому, что собрал вокруг себя много народу и что мог выставить большое войско или потому что владел обширными землями, нет, всем этим он владел потому, что был королем. В нолдор люди увидели, как мне кажется, тот самый сакральный оттенок власти, которого они лишились, уйдя с Востока. О понятии сакральной власти и о королях-священниках речь будет идти и ниже.
Итак, люди, составляющие Три Дома Друзей Эльфов до Войны Гнева не имели полноценных правителей своей крови и управлялись владыками нолдор. Власть же вождей людей была светской, родовой, передавалась традиционно по мужской линии, была сильно окрашена личными отношениями. Своих сакральных вождей у людей не было.