Как я уже пояснял (стр. 199), я нашел, что лучшим способом представления материала будет размещение здесь [В "истории Финвэ и Мириэли" - прим. перев.] длинного эссе о природе и обычаях эльдар, хотя, конечно, нельзя сказать, что оно было частью "Квэнта Сильмариллион".
Эта работа существует в двух версиях: законченная рукопись (A) и пересмотренная и исправленная версия в машинописи (B), брошенная моим отцом на середине. Эти два текста имеют разные заглавия, но поскольку оба заголовка длинные, я буду использовать сокращенную форму - "Законы и обычаи эльдар" (в дальнейших ссылках просто "Законы и обычаи"). Существование двух версий порождает трудности, часто встречающиеся в работах моего отца. Машинопись B по большей части довольно точно следует рукописи A - слишком точно, чтобы нужно было привести их здесь обе целиком, даже если бы места было достаточно для этого. С другой стороны, в них есть много существенных различий. Поэтому выбор был таков: привести целиком A, указав в примечаниях важные расхождения с B, или привести текст B с примечаниями о расхождениях c A и дополнить недостающее из A. Поскольку текст B яснее и лучше, я избрал последний вариант.
С какой целью были составлены "Обряды и обычаи эльдар" - сказать трудно. В них есть упоминания эльфов, оставшихся в Средиземье "в последующие дни" (стр. 233); с другой стороны, автор говорит так, будто бы обычаи нолдор существуют в данное время и их можно наблюдать ("У нолдор, как можно увидеть, хлеб пекут по большей части женщины", стр. 214) - хотя это и нельзя утверждать. Ясно, что в любом случае этот текст предстает как произведение не эльфа, а человека: например, наблюдение о многообразии имен у эльфов, "которое... может поставить нас в тупик" (это высказывание есть в обоих текстах, хотя и по- разному сформулированное, стр. 216) имеет решающее значение. На самом деле эта работа приписывается Эльфвине, но крайне загадочным образом. Он так и не появляется в более раннем по происхождению тексте A, но среди различных исправлений и изменений, сделанных красной шариковой ручкой (очевидно, во время подготовки машинописи), мой отец написал "Предисловие Эльфвине" на полях в начале текста - без пометки, где же это "предисловие" заканчивается. В тексте B первые два абзаца помечены как "Предисловие Эльфвине" и заключены в квадратные скобки, хотя неясно, почему это вступление должно быть помещено отдельно, в то же время дальше в B (стр. 224) помещено длинное рассуждение, заключенное в такие же скобки, которое оканчивается словами "Так сказал Эльфвине" - но сей пассаж ни в каком виде не присутствует в тексте A.
Не сохранилось никаких исходных черновиков или набросков. Похоже, что их и не было. Рукописный текст написан чисто, аккуратно и почти без исправлений, однако впоследствии многое изменено. Похоже, он был сочинен за один раз после долгих раздумий и тут же записан; в то же время, мне кажется, что отец в начале работы над этим текстом не до конца представлял себе его структуру. Это предположение основано на том, что описание суда Мандоса по делу о Финфэ и Мириэль предшествует описанию самой истории, этот суд вызвавшей (стр. 225-6, 236-9), а за упоминанием о браке Финвэ и Индис следует Спор Валар, хотя он происходил до того, как "Статут Финвэ и Мириэль" был обнародован. Трудно поверить, что отец изначално задумал такую запутанную последовательность. То что текст развивался в процессе написания подтверждается и заголовком текста А:
О брачных законах и обычаях
эльдар, их детях
и о других вопросах, с этим связанных
В то же время, когда было написано "Предисловии Эльфвине" и другие исправления рукописи, сделанные красной шариковой ручкой, он четким почерком написан под заголовком: "Статут Финвэ и Мириэль", как будто это было новое заглавие всего текста, хотя первоначальный заголовок и не был зачеркнут.
Машинописный текст В имеет длинный заголовок, приведенный ниже в начале текста*. Текст в этом варианте заканчивается не доходя до истории Финвэ и Мириэль и Спора валар. Не могу сказать почему отец не включил эти тексты; возможно ему помешали внешние обстоятельства, или же он в них разочаровался.
_______________________________________________________________________________________________
* В этом переводе дан только краткий заголовок. В оригинале примерно так: "О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ ЭЛЬДАР, ОТНОСЯЩИХСЯ К БРАКУ, И О ДРУГИХ ВОПРОСАХ, С ЭТИМ СВЯЗАННЫХ, А ТАКЖЕ СТАТУТ ФИНВЭ И МИРИЭЛЬ И О СПОРЕ ВАЛАР ПО ЭТОМУ ПОВОДУ". Р.
_______________________________________________________________________________________________
Но все эти вопросы не влияют на значение работы: всестороннее (хоть иногда и мучительно непонятное) изложение его мыслей об основных аспектах природы квэнди, отличающих их от людей: могущество воплощенной феа (духа) по отношению к телу, о "поглощении" тела феа, о судьбе душ эльфов ordained Эру "пребывать в Арде, пока существует Арда", о значении смерти для них и о бытии после смерти, о возрождении эльфов и о последствиях искажения Арды Мелькором.
Здесь приводится машинописный вариант В, так как он есть. В конце текста (стр. 228) приведены примечания, описывающие отличия этих двух текстов. Само собой, они выборочны и не описывают множества изменений и исправлений в словах и формулировках текста В без значительного изменения смысла. Текст В после печати почти не исправлялся, но на первой странице было сделано примечание: ""рондо" читать, как "роа"" и это изменение проходит через весь текст. В рукописи А тело обозначается словом "рон", которое переходит в "рондо" по мере написания текста.
Законы и обычаи эльдар
Предисловие Эльфвине
[Эльдар взрослели телесно медленнее, чем люди, но разумом - много быстрее. Они начинали говорить еще до того, как им исполнится один год, и в том же возрасте учились ходить и танцевать, ибо их тела скоро начинали подчиняться их воле. Тем не менее, в начале жизни между детьми Двух Народов было мало различий, и человек, увидевший эльфийских детей за игрой, мог легко поверить, что это дети Людей, некоего прекрасного и счастливого народа. Ибо в ранние свои дни дети эльфов еще восхищались миром вокруг них, и огонь их душ не сжигал их, и бремя памяти было еще легко им1.
Тот, кто видел их, мог, правда, удивиться малому росту этих детей, определив их возраст по умению говорить и грации движений. Ибо к концу третьего года жизни дети смертных начинали перегонять эльфов, торопясь вырасти, пока для эльфов длилась первая весна детства. Дети Людей могли совсем вырасти, пока эльдар того же возраста оставались телом подобны детям смертных, не достигших и семи лет2. Не ранее пятидесятого года жизни достигали эльдар того роста и принимали тот облик, в котором жили всю дальнейшую жизнь, и до сотни лет могло пройти, прежде чем они становились взрослыми.]
Эльдар вступали в брак по большей части в юности, вскоре после достижения пятидесяти лет. Их дети были немногочисленны, но очень им дороги. Их семьи, или дома, были связаны любовью и глубоким чувством родства духовного и телесного, и дети мало нуждались в воспитании или обучении3. Редко бывало в каком доме более четырех детей, и число их с течением лет росло все медленнее, но даже в древние дни, пока эльдар было еще немного, и они стремились увеличить свое число, Феанор был прославлен как отец семи сыновей, и история не знает никого, кто превзошел его4.
Эльдар вступали в брак единожды в жизни, по любви или хотя бы по свободной воле с обеих сторон. Даже когда в поздние дни, когда, как говорит история, многие из эльдар Средиземья стали развращены, и их сердца затмила тень, что лежит на Арде, не много повестей могли они рассказать о деяниях вожделения среди них5.
Брак, кроме лишь редких несчастных или странных случаев, есть естественный образ жизни для всех эльдар. Он заключался следующим образом. Вступавшие в брак могли избрать друг друга в ранней юности, даже еще в детстве (и на самом деле так часто бывало в дни мира), но до тех пор, когда они желали обвенчаться и были подобающего возраста, помолвка ожидала обсуждения их родителей.
В назначенное время помолвка объявлялась на встрече двух заинтересованных домов6, и помолвленные обменивались серебряными кольцами. Согласно законам эльдар, эта помолвка связывала, по крайней мере, на год, но часто на больший срок. В течение этого времени ее можно было отменить, вернув кольца при свидетелях, после чего кольца переплавляли и не использовали более для обручения. Таков был закон, но правом разорвать помолвку пользовались редко, ибо эльдар не делают беспечных ошибок в подобном выборе. Их нелегко ввести в заблуждение, и дух у них правит телом, а потому желания одного лишь тела редко направляют их, а по природе они воздержанны и стойки.
Тем не менее, среди эльдар, даже в Амане, желание вступить в брак не всегда исполнялось. Любовь не всегда вознаграждалась, и желать в супруги кого-то мог не один. Относительно этой единственной причины, по которой печаль проникала в блаженство Амана, Валар были в сомнении. Некоторые считали, что это идет от искажения Арды и от Тени, под которой пробудились эльдар, ибо лишь от этого (говорили они) происходит горе или беспорядок. Некоторые считали, что это исходит от самой любви и от свободы каждого феа, и было тайной природы Детей Эру.
После помолвки наступал черед обрученных указать время их свадьбы, по прошествии не менее одного года. Тогда на празднике7, устроенном опять же обоими домами, праздновалась свадьба. В конце пира помолвленные выходили вперед, и мать невесты и отец жениха соединяли их руки и благословляли их. Это благословение было возвышенно, но ни один смертный не слыхал его. Однако эльдар говорят, что мать призывала в свидетели Варду, а отец - Манвэ, и более того - что произносилось имя Эру (что делалось редко в другое время). Затем новобрачные возвращали друг другу свои серебряные кольца (которые потом бережно хранили) и давали взамен тонкие кольца из золота, которые потом носили на указательном пальце правой руки.
У нолдор был также обычай, что мать невесты дарит жениху самоцвет на цепочке или в ожерелье, а отец жениха преподносит такой же дар невесте. Эти дары вручались иногда перед празднеством. (Так, дар Галадриэли, которая была Арвен вместо матери, Арагорну был отчасти свадебным даром и залогом свадьбы, которая совершилась позже).
Но эти обряды не были необходимы при вступлении в брак, они были только добрым обычаем, в котором проявлялась любовь родителей8, и благодаря им союз признавался связывающим не только обрученных, но и оба их дома. Акт телесного соединения завершал заключение брака и после него нерушимость уз была полной. В счастливые дни и времена мира считалось невежеством и пренебрежением к родичам отказаться от обрядов, но всегда было законным, когда двое эльдар, не вступавшие еще в брак, делали это по свободному согласию друг с другом без обряда или свидетелей (кроме обмена благословениями и именования Имени); и союз, заключенный подобным образом, был также нерушим. В давние дни, во времена бедствий, бегства, изгнания и странствий, такие свадьбы были часты9.
Что касается зачатия и вынашивания детей: год проходит от зачатия до рождения ребенка эльфов, так что дни их совпадают или незначительно отличаются, и отмечается из года в год именно день зачатия. По большей части это дни весны. Поскольку эльфы не стареют телом (как люди), можно подумать, что они могут производить на свет детей в любое время и в любой период своей жизни. Но это не так. Ибо эльфы на самом деле становятся старше, хотя и очень медленно: предел их жизни - жизнь Арды, которая хотя и за пределами счета людей, все же не бесконечна, и Арда тоже стареет. Более того, дух и тело у эльфов не раздельны, но согласны. Как тяжесть лет, со всеми их переменами желаний и мыслей, копится над духом эльдар, так копятся и порывы; и склонности их тел изменяются. Это и имеют в виду эльдар, когда говорят, что их дух сжигает их: и они говорят, что прежде, чем настанет конец Арды, все Эльдалиэ на земле станут подобны духам, незримым для глаз смертных, разве что их увидят те немногие из людей, в чьи мысли они могут проникнуть напрямую10.
Еще эльдар говорят, что для зачатия и еще более для вынашивания детей уходит у них больше жизненной силы, духовной и телесной, чем для детей смертных. Потому и происходит так, что эльдар производят на свет не много детей, и что происходит это в юности их или в начале жизни, разве что странный и тяжкий удел выпадает им. Но в каком бы возрасте они ни вступили в брак, их дети рождаются спустя краткое время после свадьбы.*
* Краткое по счету эльдар. По счету смертных зачастую проходит довольно много времени между венчаньем и рождением первого ребенка, и еще больше - до рождения другого.
Что касается продолжения рода. Несомненно, они могут сохранять многие века способность иметь потомство, если на то была их воля и желание не было удовлетворено, но с осуществлением возможности желание скоро угасает, и мысли обращаются к другим вещам11. Союз любви есть для них воистину великое наслаждение и радость, и "дни детей", как они называют это время, остаются в их памяти как самые радостные в их жизни, но у них есть множество других стремлений тела и духа, которые их природа побуждает их осуществлять.
Так, хотя брак остается таковым навсегда, супруги не обязаны всегда жить вместе, ибо, если не считать случайностей и разлук лихих времен, жена и муж, хотя и едины, остаются личностями отдельными, имеющими свои потребности души и тела, которые различны. Однако любому из эльдар покажется печальным, когда супруги разлучаются во время ожидания ребенка или в первые годы его детства. Потому эльдар зачинают детей только в дни счастья и мира, насколько это возможно.
Во всем этом, кроме рождения детей, нэри и нисси12 (что значит - мужчины и женщины) эльдар равноправны - разве что (как говорят они сами), для нисси сотворение нового по большей части проявляется в сотворении их детей, так что изобретение и изменение, напротив, по большей части производят нэри. Однако нет такого дела, которым среди эльдар только нэр может заниматься, или такого, в котором разбиралась бы только нис. Разумеется, есть некоторые различия между природными склонностями нэри и нисси и другие различия, основанные на обычаях (различных в разных странах и в разное время, среди разных народов эльдар). К примеру, искусством исцеления и всем, что касается забот о теле, у всех эльдар занимаются по большей части нисси, в то время как мужчины-эльфы берутся за оружие в случае нужды. И эльдар кажется, что причинение смерти, даже когда оно законно или необходимо, уменьшает целительную силу, и что преимущество нисси в этих делах происходит скорее от того, что они не принимают участия в охоте или войне, чем какой-либо особой способности, связанной с их женской сущностью. На самом деле в жестокой нужде или безнадежной обороне нисси доблестно сражались, и различие в силе и быстроте между эльфийскими мужчинами и эльфийскими женщинами, которые не носили ребенка, было меньше, чем между мужчинами и женщинами смертных. С другой стороны, многие мужчины- эльфы были великими целителями, искушенными во всем, что касается живого, и они не ходили на охоту и на войну, пока крайняя необходимость не принуждала их к этому.
Что касается прочего, то мы можем сказать об обычаях нолдор (о которых больше всего известно в Средиземье). У нолдор, как можно увидеть, хлеб пекут по большей части женщины, и приготовление лембас по древнему закону сохранено за ними. Однако приготовление другой пищи есть везде обязанность и утеха мужчин. Нисси чаще всего искусны в заботе о полях и садах, в игре на музыкальных инструментах, прядении, ткачестве, шитье и украшении всех одежд, а из преданий они более любят повести об эльдар и истории домов нолдор, и все, что касается родства и происхождения, хранится ими в памяти. А нэри более искусные кузнецы и мастера, резчики по камню и дереву и ювелиры. Именно они по большей части сочиняют музыку и делают инструменты или изобретают новые. Они - лучшие поэты, и знатоки языков, и изобретатели слов. Многие из них находят удовольствие в лесничестве и знаниях о природе, снискав дружбу всего, что растет и живет на свободе. Но все это и многое другое - работа, или игра, или более глубокие знания о бытии и жизни Мира - могут в соответствующее время стать занятием любого из нолдор, будь то нэри или нисси.