Доклад на СибКоне-2000
Автор: Эленриэль, Хольгер

А. Зачем это нужно

Главная причина возникновения идеи этого доклада - слишком большое количество ошибок и путаницы, которые возникают у многих ролевиков при слове "эльф". Нам по мере сил хочется устранить ошибки и разложить все по полочкам.

Причины возникновения ошибок.

1. Самая главная. Эльфов в фэнтези много и все разные: от средиземских Ваньяр до криннских Каганести и от эльфов Сапковского до ниенновских Эллери Ахэ. А есть еще "просто эльфы", которые бывают в данженах. И черты любого типа эльфов слишком просто переносятся на другие их типы. Иногда это бывает даже в серьезных статьях (в статье Маккавити "К вопросу об эльфийском менталитете" мы около десятка таких глюков выловили!) Впрочем, главные ошибки, порожденные этой причиной будут подробно рассматриваться ниже.

2. Слабое знакомство ролевиков с трудами Толкиена по причине недостижимости этих трудов для большинства. Это слабое знакомство и побуждает людей домысливать не известные им черты эльфов или же заимствовать их у эльфов из других литературных произведений.

3. Очень экзотическая причина, о которой много говориться не будет. Непонимание эльфийской этики. Дело в том, что в основе своей труды Толкиена - христианские, и в полной мере там присутствует понятие "падения", то есть искажения этики в результате отказа от веры в Бога или какого-нибудь сверхдурного поступка. Таким образом, падшими являются все люди и эльфы Нольдор. Однако, глубина падения их различается. Люди стали подвержены всем дурным страстям, вплоть до самых мелких и похабных - в то время как Нольдор остались возвышенными даже в своих злодеяниях. Мы сами люди, мыслим, слава Богу, трезво и в идеальных рыцарей не верим - и поневоле приписываем тем же Нольдор понятные нам человеческие черты. Иначе говоря, пытаемся сделать эльфов похожими на нас самих (а не наоборот... впрочем, на это и надеяться глупо).

Б. Разбор конкретных глюков.

Одна из таких распространенных ошибок в околоэльфовской литературе - это идея о том, что эльфы на самом деле живут хотя и очень долго, но все же обязательно смертны. Это - и муркоковские вадаги и надраги (народы, которые выступают в качестве неких аналогов эльфов, с необычным образом жизни и живущие около трех тысяч лет), и амбериты (точнее, представители королевского дома Амбера), и смертные эльфы Шаннары и Кринна.

На самом деле ставить их в один ряд с толкиеновскими эльфами нельзя. Потому что жить долго, но ограниченно, и жить неограниченно - это абсолютно разные вещи. Те, кто живут ограниченное время (пусть хоть тысячи лет) кто раньше, а кто позже понимают, что их время обязательно кончится - в конечном счете и когда мы в нашем мире понимаем, что мы смертны, то разные люди испытывают примерно одинаковое чувство независимо от того, пришло к ним это понимание в пять лет, в семь или в двенадцать. Более того, толкиеновские эльфы (см. "Речи Финрода и Андрет") понимают для себя смерть как некий неестественный вариант развития событий, как катастрофу, а не как естественный ход вещей - ведь они не умирают сами, а только либо гибнут в результате случайностей, либо медленно истаивают, но и в том и в другом случае это мнимая смерть, потому что в Валиноре они обязательно возродятся снова. И отличие существенно:

"Что знаете вы о смерти? Для вас это больно, это горько, для вас это потеря - но лишь на время, для вас это малая частица, отсеченная от изобилия, если правда то, что я слышала. Ведь вы знаете, что после смерти не оставите мир и сможете вернуться к жизни. А для нас все по-другому: умирая, мы умираем, уходим - и не возвращаемся. Смерть - это конец всему, невозвратная потеря. И она отвратительна, ибо ее навязали нам." - говорит Андрет Финроду [1]... и то же могли бы сказать толкиеновским эльфам эльфы Шаннары или Кринна.

И из этой цитаты видно, что существенно не время жизни, а сам факт необратимой смерти (правда, жизнь толкиеновских эльфов ограничена пределами жизни Арды, а что дальше - неизвестно никому, хотя опять же в [1] предполагается, что эльфы и люди выправят Искажение Арды: "И вдруг мне явилось видение Арды Возрожденной: вечное настоящее, где могли бы жить эльдар, совершенные, но не завершенные, жить и бродить по земле, рука об руку с Детьми Людей, своими избавителями, и петь им такие песни, от которых звенели бы зеленые долы, и вечные горные вершины пели, словно струны арфы, даже в том Блаженстве, превысшем всех блаженств").

Еще одна характерная ошибка, связанная с неправильным пониманием бессмертия, состоит в следующем: кажется, что так как эльфы живут долго, то их условия жизни, культура и т.д. не изменяются (идея, основанная на "привыкании"). Однако культура эльфов подвержена изменениям! Во-первых, меняются эльфийские языки (сначала все эльфы, родившиеся у Вод Пробуждения, говорили на Proto Eldarin, потом в Валиноре сформировался язык Квенья (причем, диалекты Нольдор, Ванъяр и Телери из Альквалонде существенно различались: например, слово, означавшее "солнечный свет" звучало на Ванъярине как aze, в то время как в Нольдорине звука "z" вообще не было, а солнечный свет назывался are. Имя Галадриэли на книжном Квенья и Нольдорине звучало как Алтариэль, а на Телерине - как Алатариэль). Потом у эльфов, которых Тингол привел на запад Белерианда, язык сменился за время изолированной жизни [2] - теперь их языком стал синдарин, соотносящийся с квэнья примерно как русский с польским, а потом Тингол запретил говорить на квэнья - языке враждебного Дориату Дома Феанора, и нолдор ничего не осталось, кроме как выучить синдарин... что они и сделали)

И вообще, непомерный консерватизм эльфов (в том числе и в речи, а искусство слова - любимое искусство эльфов) - попросту миф:

"Бессмертны эльдар в пределах Эа, но подобно людям живут они в телах, в Эа берущих начало, и не более неизменны они, чем великие деревья - ни в телах, в коих они живут, ни в том, к чему стремятся они и чего достигают при помощи тел. Почему же не меняться им и в речи, часть которой создается языком и воспринимается ушами?" [2]. Что же касается "технологий" (вспоминается вопрос Макавити "Могли ли эльфы изобрести паровоз?"), то дело в том, что для эльфов главным является радость познания, а не практическое использование окружающего мира [1].

Еще одно расхожее обвинение, предьявляемое эльфам - это их уверенность в собственной избранности. Но... во-первых, если, к примеру, Тингол смотрит на людей достаточно косо, то тот же Финрод все время подчеркивает, что эльфы и люди - братья:

"Но поймите, Андрет - мы не в шутку зовем вас Детьми Эру: этим именем мы не шутим, и не поминаем его всуе. Мы говорим так, ибо знаем - а не потому, что так говорится в наших легендах. Мы считаем вас своими родичами, и родство наше (и в хроа, и в феа) теснее, чем общая связь, что объединяет нас со всеми прочими тварями, живущими в Арде, и этих тварей между собой. Мы любим всех, кто живет в Средиземье, по мере их достоинства: зверей и птиц, что дружат с нами, и деревья, и даже прекрасные цветы, что увядают быстрее людей. Когда они уходят, мы тоже жалеем о них, но мы считаем, что это - часть их природы, такая же, как их рост или цвет. Но о вас, наших ближайших родичах, мы скорбим куда сильнее. Но ведь в Средиземье все недолговечно, так почему же мы не можем думать, что и ваша краткая жизнь - часть вашей природы? Разве сами вы думаете иначе? Из Ваших слов, из горечи, что слышится в них, я понял, что Вы считаете, будто мы заблуждаемся."[1]. И когда Андрет говорит Финроду, что эльфы считают людей низшими, он прямо говорит Андрет: "Я так не думаю"[1].

Это одно из отличий эльфов Средиземья от эльфов Кринна. Там вообще среди эльфов норма жизни и высший шик кого-нибудь презирать: Квалинести презирают Сильванести, Сильванести презирают Каганести и все вместе презирают людей. А Финродов там испокон века не рождалось.

Проблем с полукровками, очень актуальных в мирах типа Кринна или мира Сапковского, в Средиземье нет. Диор, Эарендил, Элронд - не просто полноправные члены общества, но и правители. Более того, брак родителей Эарендила был радостью для всего Гондолина.

Еще одно отличие эльфов Арды от по крайней мере одного вида других эльфов фэнтези (а именно - эльфов Сапковского). Эльфы Средиземья занимаются земледелием, по крайней мере, об этом упоминается в [3,4]. Другое дело, что их земледелие вряд ли напоминает человеческий крестьянский труд. Имеет смысл предположить, что в отличие, опять же, от человеческого, земледелие эльфов интенсивно, а не экстенсивно, то есть урожайность достигается за счет рациональной обработки почвы с учетом ее особенностей (этому помогает гармония эльфов с природой), а не за счет больших площадей или чрезмерных усилий. Также маловероятно использование магии (которой у эльфов Средиземья как таковой и нет, но об этом ниже), хотя и в [4] описывается нечто похожее на обряд при посеве зерен, из которых потом будет делаться лембас. Но суть этого обряда не магическая, это просто выражение почтения и благодарности Йаванне, даровавшей эти зерна эльфам.

Большое недоумение вызывает иногда проблема рождаемости у эльфов - почему у них нет демографического взрыва? И высказываются самые невероятные предположения: магическое регулирование рождаемости, импотенция и прочее. В то время как все гораздо проще и естественней: "Что касается продолжения рода. Несомненно, они могут сохранять многие века способность иметь потомство, если на то была их воля и желание не было удовлетворено, но с осуществлением возможности желание скоро угасает, и мысли обращаются к другим вещам. Союз любви есть для них воистину великое наслаждение и радость, и "дни детей", как они называют это время, остаются в их памяти как самые прекрасные в их жизни, но у них есть множество других стремлений тела и духа, которые их природа побуждает их осуществлять"[3].

В этом отличие, например, от эльфов Сапковского, которых интенсивная интимная жизнь ведет к пресыщению и стремлению к связям с людьми с целью получения новых ощущений [5]. Понятно, что у эльфов Толкина нет и не может быть такой сексуальной озабоченности.

Еще одно заблуждение, и очень распространенное - настолько, что подобное явление неприлично часто встречается на ХИ. Речь идет о так называемой "эльфийской магии". Магии как таковой у эльфов Толкина нет, см [6]. У эльфов есть творчество, оказывающее влияние на окружающий мир: песни, слушая которые, воочию видишь то, что в них поется - благодаря мастерству исполнения, тонкости чувств исполнителя и красоте слов и музыки и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Дж. Р.Р. Толкиен. Речи Финрода и Андрет.
[2] Дж. Р.Р. Толкиен. Dangweth Pengolod.
[3] Дж. Р.Р. Толкиен. Законы и обычаи эльдар.
[4] Дж. Р.Р. Толкиен. О лембас.
[5] А.Сапковский, "Башня ласточки".
[6] Эйлиан, "Магия как она есть".