Видели мы в журнале "ANGERTAS" Толкиновского Общества Норвегии статью по столь излюбленной нами теме и нашли ее весьма обширной и содержащей премного сведений небесполезных о геральдике как Эльфийской, так и Средневековой, а кроме того, удивительным образом совпадающей с некоторыми нашими высказываниями по данным вопросам, что сочли ее заслуживающей всяческого внимания, и оттого не могли мы ограничиться уединенным изучением оной с пристрастием, по причине чего и посчитали возможным немедленно ее перевести, дабы всяк сущий мог приобщиться к великому геральдическому знанию, что должно не только всячески приветствоваться, но и даже настоятельно рекомендоваться, ибо знание сие не может рассматриваться как второстепенное и по важности и значению своему не должно умаляться в пользу лингвистического, впрочем, отчего последнее нисколько не может быть менее значимым. Переводчики Andrew & Eondil
Оригинальная статья: Arms and emblems of Middle-earth/ Kristin Thorrud// Angertas: Journal of Arthedain - The Tolkien Society of Norway: [in English]. - P. 16-19.
I. Эльфийская геральдика
(т. е. эмблемы, составленные Эльфами, по сравнению со Средневековой геральдикой)
"... сделали они так же и щиты, горделиво изобразив на них знаки многих домов и родов, что соперничали друг с другом..."
(Сильмариллион)
В книге "Рисунки Толкина", в которой собрано большинство Толкиновских рисунков, опубликованных в календарях, среди прочих материалов можно найти таблицу, содержащую 16 Эльфийских эмблем, выполненных акварелью и чернилами [1]. Из них 4 принадлежат Людям, но возможно, они составлены для них Нолдор. Ведь все эти четверо имели тесную связь с Эльфами, как, например, Берен, который женился на Лутиэнь, или Хадор, Друг Эльфов.
Кроме того, найдено еще шесть других эмблем, составленных Эльфами; но они не были нарисованы Толкиным, за исключением лишь восьмилучевой серебряной звезды Дома Феанора, изображение которой известно по Воротам Мории.
Одно из сходств между Европейской Средневековой геральдикой и Эльфийской состоит в том, что форма эмблемы показывает пол ее носителя или владельца. В Средневековой Европе мужчина носил свой герб на щите; ниже показана самая простая его форма, однако имеется множество ее разновидностей. Незамужние женщины, разведенные или вдовы носили свои гербы на ромбовидной "таблетке". Среди Эльфов есть мужчины, которые тоже использовали ромбовидную форму, однако же, Толкиновский квадрат имеет принципиальное отличие от Европейской таблетки, которая скорее уже в ширину, чем в длину. Женские гербы суть круглые или дискообразные, во многом похожие на "значки" английской знати; они появились примерно в то же время, что и гербы, но позднее не были признаны. Члены одной и той же фамилии имели разные значки; но один человек мог одновременно использовать несколько отличающихся значков. Лутиэнь Тинувиэль являет хороший пример как раз такого рода: она имела два разных значка, которые были лишь отчасти похожи друг на друга. Возможно, исключением из этого мужского или женского правила является только герб Дома Халет, который имеет ромбовидную форму. Европейская геральдика имеет ограниченное количество "тинктур" (цветов): имеются два "металла": or (золото) и argent (серебро), причем желтый и золотой очень часто использовали вместо друг друга, то же самое происходило с серебряным и белым. Имеется так же пять "цветов": gules (красный), azure (лазурь), sable (черный), vert (зелень) и purpure (пурпур). И есть еще три смешанных цвета или "краски", как они называются в геральдической терминологии: tenne (оранжевый), sanguine (кровавяной) и murrey (пурпурно-красный). (Заметим, что большинство геральдических терминов суть французские). В Европейском геральдическом искусстве полагалось использовать самые ясные и самые чистые цвета с минимумом художественных крайностей. К сказанному следует добавить, что существует правило, согласно которому для увеличения наглядности не должны накладываться металл на металл и краска на краску. Эльфийская же геральдика почти не имеет подобных ограничений. Толкин использует все варианты и оттенки красок, которые он находит нужными. Лучшим примером этого является множество лазурных тонов на значке Идриль Келебриндал и также эмблема Берена, определенно отходящая от европейских образцов. Однако более пристальное рассмотрение показывает, что все же правило о цвете или металле чаще соблюдается, чем не соблюдается. Отклонения от этого правила проявляются обычно в эмблемах эльфийских женщин. Интересно, что эмблемы Эльфов (бессмертных) очень часто содержат такие цвета, как голубой, серебряный и черный (небесные цвета), тогда как эмблемы Людей очень часто состоят из земных цветов, таких как красный, коричневый и желтый. В обеих системах, как представляется, позволяется изображать на щитах все что угодно. В Европейской геральдике в гербе мог быть геометрический узор или птицы, животные, люди, растения, мифические звери и многое другое Эльфийские гербы имеют ярко выраженную вращательную симметрию, но полнейшее исключение из этого являет герб Финрода с арфой и факелом (среди тех эмблем, что приведены в "Рисунках"; в других гербах, описанных во "Властелине Колец", "Сильмариллион" и "Неоконченных Сказаниях", мы не увидим подобной симметрии - за исключением опять-таки звезды Дома Феанора). Но даже в этих исключениях узор все же сосредоточен в середине поля. Выбор основной темы в Эльфийских и Европейских эмблемах также сходен. Герб не только прекрасный узор в чьих-то избранных цветах, но и, также, оказывается, очень часто связан с именем носителя, или с великими подвигами или событиями в его или ее жизни. Среди Эльфийских эмблем в связи с этим отметим звезды в гербе Гил-галада ("Звездный свет") и огненный узор в гербе Феанора ("Огненный Дух"), в то время как герб Берена, в котором изображены Сильмарилл, его оторванная рука и три пика Тангородрима, несомненно, имеет отношение к событиям в его жизни. Таким же образом обстоит дело и с эмблемой Лутиэнь: белые цветы, которые являются главной темой в обеих ее эмблемах, есть, вероятно, "нифредил", который, как сказано, расцвел впервые при ее рождении. (Между прочим, все эмблемы Эльфийских женщин состоят из цветов). Кроме этого, одно из главных отличий между Эльфийской и Европейской средневековой геральдикой заключается в композиции основного мотива. Узоры, используемые Эльфами, могут показаться очень сложными и с превосходной расцветкой, которая совершенно чужда Европейским гербам. Самым характерным примером этого являются эмблемы женщин, но также и мужчин, которые могли иметь достаточно сложные и абстрактные гербы, например, Феанора. Однако Европейская геральдика сохранила (в самой сути герба) свои совсем простые части, к которым относятся рисунок, форма и цвет. Дворяне и королевские люди часто имели шлем или корону, расположенную над щитом, и, также, очень часто, девиз (например, "В единстве истина„), и могли быть еще "держатели", которые поддерживали щит с каждой стороны. Но гербы Средних веков были часто разделены на части и комбинировались с другими согласно семейным отношениям - когда люди женились или выходили замуж, заводили детей и прочее (это является весьма упрошенным объяснением...). В конце концов, гербы начинали смотреться подобно лоскутному одеялу... Европейские гербы относились ко всей семье и символизировали всю семью. Эльфийские щиты не наследовались - каждый индивидуально имел свой собственный символ (это немного похоже на европейские значки). Феанор и Финголфин имели свои собственные эмблемы, которые были весьма похожи, лишь с небольшими отличиями, на герб их отца Финве, даже, несмотря на имевшуюся определенную "семейную нелюбовь" (в них во всех главной темой является пламя или огонь). В некоторых случаях, как представляется, Эльфы имели и персональные эмблемы и, кроме того, эмблемы, которые символизировали их Дом, потомками которого они являлись ("украшали знаками многих домов и родов...„). Так было в случае с Феанором, Финголфином и Финарфином - всеми сыновьями Финве. Кроме того, сюда можно отнести и эмблему Дома Халет (которые были Смертными), гербы других домов Эльфов, которые не упоминаются, хотя этот обычай, как кажется, и стал распространенным среди этого народа. Еще, сюда же относится уже упоминавшаяся эмблема Дома Феанора, лазурные и серебряные знамена Дома Финголфина и, наконец, эмблема Дом Финарфина, которая являет пример особого случая, и которая к тому же встречается в так называемом "Кольце Барахира": "Это кольцо было подобно двум перевитым гадам, чьи глаза были изумрудами, и их головы встречались под короной из золотых цветов, которую одна поддерживала, а другая пожирала; это был значок Финарфина и его дома...
Европейская геральдика развивалась на поле брани с изобретением бронированных доспехов; в шлемах, которые скрывали все голову и лицо, рыцарь в битве был вообще неузнаваем. Он нуждался в способе отличать друга от врага: так рыцари начали использовать символы, которыми они смогли украшать одежду, щиты, попоны лошадей, знамена и другие большие доступные поверхности. Так как все эти символы предназначались для быстрого опознавания, то они были поэтому очень простыми, с чистыми цветами и хорошим контрастом (с этих пор и пошло правило о "красках" и "металлах"). Но Европейская геральдика не была ограничена полем боя; если бы это было так, она, несомненно, не сохранилась бы до наших дней. Потому что главным образом знать и другие очень важные персоны, которые становились рыцарями, имели герб, связанный с дворянской кровью. Когда он, таким образом, стал символом человеческого положения, следующим шагом было сделать благородство наследственным, и, в конце концов, герб стал символом всей семейной линии. "Сильмариллион" упоминает, что Нолдор были первыми, кто сделали оружие, щиты и украсили их эмблемами (соблазненные Морготом) во тьме и потревожили времена прежде Похищения Сильмариллей (смотри цитату в начале этой статьи). Но не создается ли впечатление, что словно эти эмблемы были предназначены для какого-то другого применения, чем простое украшение щитов - ведь для этого они слишком сложные. Несмотря на то, что "Сильмариллион" содержит много описаний битв, там нет ни одного описания герба (не считая Кольца Барахира), и только однажды описываются цвета ("... и Финголфин развернул свои лазоревые и серебряные знамена...„). Кроме того, кажется, нигде в тексте не указано, что Эльфы или Люди когда-либо носили шлемы, которые полностью скрывали их лица. Гномы носили шлемы, но когда Турин однажды сделал шлем ("Драконий шелом Дор-ломина... Он имел забрало, и лицо всякого, кто надевал его, вселяло страх в сердца всех смотрящих на него"), то это описывается как нечто необычное. В любом случае было бы нетрудно отличить эльфа от орка или балрога. Если прибавить к этим приметам еще и тот факт, что Эльфийская геральдика не имеет ни ярких цветов, ни простых рисунков, то все это должно бы указывать на то, что немедленное узнавание в бою не было подлинной целью этих эмблем. Настоящих сражений между Эльфами не было, так что потребность в гербах для опознавания стала более необходимой после пробуждения людей и великих битв против Морогота. Скорее, можно представить себе эти эмблемы вышитыми на одежде, изображенными на витражах, мозаике на стенах больших залов, или как в случае "Менеллуина" ("Небесно-голубой") - эмблемы Идриль Келебриндал - на инкрустированной декоративной тарелке, спасенной из Гондолина. Эмблемы мужчин-Эльфов, очевидно, недавно вошли в употребление на щитах и знаменах, особенно в Средиземье; и это отчасти объясняет, почему их гербы обычно не такие сложные, как носимые женщинами.
Одним из самых простых символов является символ Туора (см. "Неоконченные Сказания"): белое лебединое крыло на голубом поле. Она весьма далека от обычных Эльфийских эмблем, и хотя Туор и не был Эльфом, но его эмблема была составлена для него Тургоном, Нолдо. Это также единственный самый настоящий собственно герб на щите, который я нашел во всех толкиновских книгах (который составлен Эльфами). Интересно, что Феанор и Финголфин, которые были сводными братьями, имели весьма похожие (в действительности, очень похожие) эмблемы, которые упоминались выше, в то время как Финарфин (он сам, а не его Дом) не имел личной эмблемы вовсе. Возможно, было бы более логичным, если бы Финголфин и Финарфин, которые были "настоящими братьями", имели такие похожие гербы... Но это, может быть, потому что Финарфин является наименее значительной фигурой из этих трех, хотя полагаю это суждение излишне резким. Несомненно, является одной из загадок время, когда некоторые из эмблем были составлены. Если эмблема Финве действительно такая, как утверждает Кристофер Толкин [2], крылатое солнце, то она должна была быть составлена уже после смерти Финве, так как когда он жил, Солнца еще не существовало. Но это не тайна для позднейших геральдистов, составлявших гербы для исторических фигур после их смерти - даже Адам имел герб, приписанный ему Средневековыми геральдистами. Нечто похожее могло произойти и в случае с Финве (Эльфы могли к тому же реинкарнировать...). То, что в Эльфийской геральдике ударение ставится скорее на индивидуальность, чем на семью или дом легко объяснить. Для бессмертной расы, где поколения не сменяют поколения, как это происходит со смертными Людьми, а сосуществуют в течение веков и веков, это представляется вполне логичным. Здесь следует список Эльфийских эмблем, не встречающихся в "Рисунках":
• Туор - белое лебединое крыло на голубом поле;
• Hollin/Эльфы Эрегиона (Gwaith-i-Mirdain, нолдоры) - падуб;
• Элдары (Ваниары, Нолдоры & Телери) - Галатилион, белое Древо, нарождающийся полумесяц;
• Дом Финголфина - лазурь и серебро;
• Дом Финарфина - две змеи с изумрудными глазами, одна пожирающая и другая поддерживающая корону из золотых листьев;
• Ваниары - белые знамена.
_______________________________________________________________________________________________
[1]. В упоминаемом альбоме Толкиновские рисунки сгруппированы по темам в таблицы, снабженные пояснениями Кристофера Толкина. Интересующая нас табл. 47 "Геральдические эмблемы": содержит следующие геральдические эмблемы в порядке следования: Элве, Мелиан, Финголфина, Финве, Феанора, Лутиэнь (1), Берена, Лутиэнь (2), Финрода Фелагунда, Идриль Келебриндал, Гил-галада, Беора, Эарендила, Хадора, Сильмарили, Дома Халет.
[2]. Мы посчитали полезным привести здесь фрагмент комментария Кристофера Толкина к табл. 47 "Геральдические эмблемы" (Прим. пер.):
Некоторые детали эмблем не могут быть теперь объяснены, но следующие заметные особенности обращают на себя внимание. Эмблемой Финве, первого короля Нолдор, является крылатое солнце, в то время как эмблемой Элве (Король Тингол из Дориата) является крылатая луна со звездами. Эмблемы сыновей Финве - Феанора и Финголфина явственно соотносятся с эмблемой Финве, хотя в случае с Феанором имеется настоящая ассоциация огня [изображенного в гербе - AE] со значением его имени, Феаноро, "Дух Огня". Белые звезды в эмблеме Гил-галада также ассоциируются с его именем, которое означает "Звездный Свет"; но арфа [в гербе - AE] Финрода Фелагунда вероятно происходит из легенды (Сильмариллион, Гл. 17) о его встрече с первыми людьми, пришедшим в Белерианд, и его пении под аккомпанемент арфы, когда он нашел их лагерь.
Белые цветы, что встречаются в эмблемах Лутиэнь, вероятно связаны с цветами нифредила, расцветшего при ее рождении в Дориате, как сказано в Главе 10 Сильмариллион. Эмблемой Идрил Келебриндал (дочери Тингола Гондолинского и матери Эарендила) является цветочный узор, названный Менеллуин ("Небесно-голубой"). Он был изображен на декоративной тарелке, сохраненной из Гондолина и переданной по наследству через Эарендила и его сына Элроса в Нуменор, откуда она была спасена Элендилом и взята в Гондор. Ее влияние на нуменорские круглые узоры можно увидеть нуменорских надписях (# 46)
Полное описание эмблемы в центе нижнего ряда такое: "Древняя Эмблема, изображающая происхождение Сильмарилей из Света Древ на Эзеллохар", Эзеллохар (или Короллайре) - Зеленый Холм на котором Два Древа росли в Валиноре.