3. Иерархические лестницы Арды
Далее в рассмотрении материала я буду руководствоваться следующим подходом. Я буду рассматривать совокупность признаков, определяющих каждый народ (прежде всего в его общественных отношениях) и смотреть, не связаны ли признаки друг с другом. Если отмечается корреляция признаков, выделяется один или несколько ярких признаков, называемых индикаторами или «маркерами». Выделение системы признаков позволяет нам не рассматривать в дальнейшем все характеристики изучаемого народа, тем более что они не всегда описаны в полной мере. Но по наличию одного или нескольких «маркеров» мы можем достроить недостающее и понять облик народа, даже если фактического материала недостает. Так что теория моей статьи непосредственно влияет на практику.
Рассмотрим же подробнее иерархическую лестницу Арды. На верхней ступеньке лестницы «находится» Единый, Бог, Абсолют. Хотя, разумеется, по своему принципиально отличному бытию от тварных созданий, правильнее было бы сказать, что он «парит» над лестницей, раз уж мы выбрали такой образ. Он является единственным Творцом Вселенной, Эа. Валар являются со-творцами, «делателями», но дарить бытие может только Единый. Все сущее в мире существует только благодаря Единому, и только Ему. Соответственно, полная власть над Вселенной принадлежит только Единому. Он Один может вносить изменения в предпетую Музыку Айнур, Он Один знает ее до конца. Он Один, в таком случае, полностью распоряжается судьбами Арды, от мельчайшего атома до судеб народов.
Общаться с Единым непосредственно по собственной инициативе может только Манвэ, Король Арды, первый (и Старейший) из Валар. Валар находятся на второй ступени иерархической лестницы (и на первой, если начинать лестницу с тварных созданий). Они — непосредственные участники процесса сотворения Вселенной, участники Музыки Айнур. Они лучше всех из сотворенных знают, как устроена Эа, они управляют Ардой и теми ее частями, к которым склонны и о которых пели до начала времен. Манвэ является первосвященником и Наместником Единого. Таким образом, Единый передал часть своей власти Валар, оставив за собой право вмешаться в любой момент. И Валар осуществляют свою власть согласно воле Единого, проявляя свою волю там, где это уместно, в пределах той темы, которую они знают. Значит, право власти Валар исходит от Единого и ни от кого больше. Валар являются законными Силами и Властями Арды, распорядителями ее судеб на своем уровне.
Следующая ступень иерархической лестницы — Эрухини. Оставим пока людей, рассмотрим эльдар, Старших. Зачем Валар призвали эльфов в Валинор, Благословенную Землю? Да, в Амане были созданы лучшие физические условия, чем в Средиземье, старение и тление шло там медленнее, соизмеримо со сроком жизни эльдар более, чем старение мира в Средиземье. В Амане эльфам не грозили ни дикие звери, ни чудовища, ни голод, ни холод. Но это не самое главное.
Эти мнения происходили непосредственно от Тени, под которой они пробудились, так что скорее не столько, чтобы уберечь их от опасностей Арды искаженной, как освободить их от этой тени в душах, желали Валар привести их к свету Амана.
Тень в душах — следствие действий Мэлькора и его слуг, незаконная попытка узурпатора присвоить себе власть над созданиями, не им созданными и обладающими свободой воли.
Валар же не лишали эльфов свободной воли и не претендовали на единоличное знание «правильного пути». Они просто предложили свое покровительство эльфам, и те из них, кто решил добровольно пойти в Аман, ушли туда. Те же, кто захотели остаться, остались. В предложении Валар не заключалось никакой несправедливости, ведь если Валар не могли сделать всю Арду такой, как Валинор, им оставалось лишь предложить эльфам выбор.
Я опять же, не буду разбирать в этой статье такие сложные материи, как мотивации Валар при строительстве Валинора, как разницу личного присутствия Валар в Амане и присутствия их стихий в Средиземье. Скажу только, что, ошиблись ли Валар или нет, призывая эльфов в Валинор, этот призыв произошел, и дальнейшая судьба Арды во многом им определяется. Нет смысла гадать, что было бы, если бы Валар остались жить в Средиземье, история, даже если это мифоистория, не знает сослагательного наклонения.
Итак, часть эльфов, прозванная затем калаквэнди, «эльфы Света», отправились в Валинор. Там они получили от Валар знания, мудрость (что не равнозначно интеллектуальному знанию), получили возможность беспрепятственно осуществлять свои знания на практике. Получили возможность жить и творить, не занимаясь ежечасно борьбой за существование.
Другая часть эльфов, вняв призыву, по тем или иным причинам до Валинора не дошли. Одни испугались опасностей пути, другие отстали по дороге, третьи искали своего вождя и не хотели уходить в Аман без него. Это синдар, нандор, фалатрим Кирдана Корабела. Эти эльфы получили название Серых эльфов, или Эльфов Сумерек.
Эльфы, отказавшиеся идти в Валинор, авари, получили название Эльфов Тьмы, или Темных Эльфов. (Здесь слово «Тьма» употреблена не в негативном значении).
По другим данным, синдар называли Эльфами Тьмы, авари же называли просто «Отказавшимися». В дальнейшем я буду использовать ту классификацию, что привела первой.
К чему же привел эльфов их выбор? Обратим особое внимание на судьбу авари, «отказавшихся». Посмотрим, как об их судьбе отзываются «Законы и обычаи эльдар».
Что же касается судьбы прочих эльфов, особенно Темных, которые не приняли призыва в Аман, то эльдар мало знают об этом. Возрожденные рассказывают, что в Мандосе много эльфов, и среди них много Аламаньяр, но что в Чертогах Ожидания они мало общаются — даже поодиночке, одна фэа с другой.
Среди тех эльфов, кто отверг призыв Валар в Аман в начале времени, отказ повиноваться призыву Мандоса и Чертогов Ожидания, как рассказывают эльфы, не редкость.
В Средиземье по-прежнему действует сила, превышающая воображение эльфов — сила Моргота. И его Тень по-прежнему стремиться добраться до самой сути живущих в Арде созданий. И если эльфы Амана хоть как-то защищены силами Валар, а синдар завесой Мэлиан (может, и признание Валар играет для тех, кто не дошел, свою роль), то авари, похоже, защищены только своими собственными силами. Которых часто не хватает, чтобы противостоять Врагу даже не физически, а в духовном плане. По своей реакции на призыв Мандоса эльфы-авари схожи с «развращенными» эльфами, теми, кто пренебрегал Призывом из страха или по гордыни.
Подобным образом те из эльдар, кто был развращен, отвергали призыв, и потому у них было мало сил, чтобы противиться зову Моргота.
На самом деле отказ последовать призыву есть сам по себе знак порчи.
Отказ от повиновения законным властям Арды влечет за собой тяжелые последствия: вплоть до порабощения души Морготом.
...хотя Мандос призывает в Мандос всех Умерших, fear Эльфов могут отказаться от призыва, и, несомненно, многие из самых несчастных и самых развращенных духов (особенно Темные Эльфы) в самом деле отказываются, и некоторые приходят к худшему злу, а в лучшем случае бродят бездомными и неисцеленными без надежды вернуться.
Заметим, что это не специальная кара, изобретенная Валар, это вполне конкретный факт. Свобода воли в том, чтобы подчиниться тем, кто имеет власть и право от Единого или же понадеяться на собственные силы и посостязаться с Врагом. Но в последнем случае все последствия за счет выбравшего (замечу, что справиться с Врагом невозможно без помощи свыше, но это уже тема отдельного исследования). Только Валар могут научить умершего эльфа, как восстановить свое тело, только они могут вернуть его к жизни. Это право дал им Единый.
Но воздействовать нашей властью на плоть, сотворенную Тобой, дом духа Детей Твоих, кажется нам чем-то превосходящим наши права, даже не будь это превыше нашего искусства (сказал Манвэ - О.Б.).
И сказал Эру: — Я даю вам право на это.
Заметим, что эльфы не могут передавать «знание» о том, как восстановить свое тело, друг другу, но «знание» это возможно приобрести только в Мандосе. Исцеление души и тела — не некий технический рецепт, но мудрость и право вышестоящих, то есть Валар. Давая или откладывая возможность возвращения эльдар, Валар проявляют над ними законную власть, данную им Единым. Таким образом, сопротивляясь законным властителям Арды, эрухини противятся и воле Единого, а значит, прямо или косвенно пособничают Врагу.
Те, кто дает плохие советы или говорит против Властей (и даже против Единого, если отваживаются) — несут зло, и их нужно остерегаться, будь они во плоти или развоплощены.
Основным «маркером» вредоносности существа, таким образом, выступает его отношение к вышестоящим, к Валар или же Единому. Те, кто говорит и действует против законных властителей Арды, какими бы добрыми намерениями не прикрывался, несет зло. Замечу, что у Толкина мятеж никогда не рассматривался в положительном ключе. Все примеры мятежей, какие мы знаем: мятеж Мэлькора, мятеж нолдор против Валар, мятеж Ар-Фаразона против Валар, мятеж Кастамира — заканчивались злом. Разнообразные революции и бунты в мире Толкина не в почете, даже против «злых» властителей. Ведь не вмешивались же в мятежи и беспорядки Верные во главе с Элэндилем.
Итак, выступления против Валар приводят, в конечном итоге, к выступлению против воли Единого. Несмотря на то, что Валар ограничены и «могут ошибаться», в мире Толкина неизвестно ни одного примера того, что кто-то мог бы знать и понимать больше Валар и указывать им. Единственный, кто это делает — Сам Единый. Таким образом, те, кто выполняет волю Валар, последовательно выступают на стороне Единого, на стороне законных властей Арды.
На примере власти Валар мы сталкиваемся с одной очень интересной мыслью, которая пригодиться нам при понимании власти дунэдайн. Законная власть неидеальна, ибо производится через созданий тварных, ограниченных. Идеальна только власть существа идеального, то есть Единого, и только Его. Но у обитателей Арды постоянно возникает вопрос: восстать ли против законной власти, потому что хорошо видны ее несправедливость и недостатки, или же проявлять верность до конца. И Толкин дает однозначный ответ (историей Верных ли, историей ли гражданской войны в Гондоре): в мире Арды правда всегда на стороне законных властителей. До того предела, разумеется, когда они остаются законными, то есть не вступают в открытый конфликт с вышестоящими силами. Ар-Фаразон был законным королем Нумэнора до тех пор, пока не поднял мятеж против Валар (и против Бога). Но власть, данная свыше, может быть отнята только теми, кто ее дал. Потому Верные не могли поднять мятеж против Короля, потому только Сам Единый может лишить Валар власти над Ардой. Итак, в Арде мы имеем дело с законной неидеальной властью, и неидеальность ее постоянно подчеркивается, начиная с Валар и кончая людьми.
В чем же конкретно проявляется власть Валар? Ведь они не вмешиваются в управление народов Арды, никогда не пытаются «править» Эрухини в качестве «политических» сил.
Долг же Манвэ как Верховного Короля Арды укреплять верность Эру у своих поданных, или возвращать их к Эру, тех же, кто лоялен Эру, он должен оставить свободными.
Власть Валар осуществляется на другом уровне. Прежде всего, они устроители Дома Эрухини, хранители законов Арды, как природных, так и этических. В случае этики поступков Валар действуют как образцы для подражания, они подают пример народам Арды (смотри, например, спор Валар в «Истории Финвэ и Мириэль» или «Осанвэ-кэнту» в части обсуждения Манвэ и Мэлькора). Кроме того, их власть распространяется на посмертные судьбы эльдар, они «дают советы» эльфам в Валиноре, «опекают» их. Самый яркий пример вмешательства Валар — совет нолдор не покидать Аман, Пророчество Мандоса. Личные явления Валар, хотя бы в качестве исключения, имели место и в Средиземье (Улмо и Туор), известны также посланцы Валар — истари. Для людей Валар создали целый остров, дали им другие дары и запретили плавать на Запад — несомненное проявление власти. Валар потому находятся на более высокой ступени иерархической лестницы, что могут и имеют право приказывать Эрухини, а Эрухини не могут и не имеют права приказать Валар. Они могут пренебречь их властью, как нолдор или как нумэнорцы, но выступать как равные силы — не могут. Вы представляете себе эльфа или человека, ставящего Валар условия? Это либо безумец, либо мятежник… Разумеется, в любом случае Эрухини могут принять власть Валар, могут от нее отказаться, так же, как и в случае власти Единого — можно либо принять ее, либо нет. Это личное дело каждого из Эрухини, свобода воли, данная Творцом. Этого права у Эрухини никто не отнимает (кроме Врагов, которые хотели бы).
В случае эльдар мы можем видеть своеобразную трехступенчатую иерархию эльфийских народов. На верхней ступеньке стоят Эльфы Света, калаквэнди, на второй — Эльфы Сумерек, на третьей — Эльфы Тьмы, мориквэнди. По мере удаления от Валар (в том числе и в чисто физическом смысле) происходит «умаление света». Свет выражается как в физическом смысле, вспомните Два Древа Амана, так и в смысле духовном, «их глаза сияли светом Амана» (так говорили о нолдор). Этот самый неуловимый духовный свет, выражаемый в вещах физических, таких, например, как сила воли, составляет самую суть понимания иерархических лестниц Арды:
Поскольку (в некоторой степени) все это имеет символическое и аллегорическое значение, Свет является изначальным символом во Вселенной, который с трудом может быть проанализирован. Свет Валинора (происходящий от света, бывшего до падения) суть свет искусства, нерасторгнутого с разумом, позволяющий видеть все вещи и с рациональной (или философской) и с художественной (творческой) стороны, и показывающий, ‘что они хороши? — ибо прекрасны. Свет Солнца (или Луны) произошел от Древ, уже запятнанных Злом.
Таким образом, Свет — это и возможность видеть вещи в их изначальном, неискаженном состоянии, «хорошими» названы все вещи в процессе Творения в Библии, например.
Последовательная передача «света» не как некой субстанции, но как мудрости, как свободы, как понимания истинной сути вещей и индивидуальностей, задуманных Творцом, и образует иерархические лестницы. В мире Толкина это означает еще и большую власть и над материей, окружающей существо, и над собственным телом. Вспомним, ведь Валар «носят тело, как мы носим одежду», им привычно изменять свой облик. Эльфы же более, чем люди, наделены здоровьем и красотой. «Искусства» эльфов пришли по большей части от калаквэнди, с Запада. Хотя власть над материей не определяет власти над разумными созданиями, но это также один из «маркеров», по которому можно судить о положении существа на иерархической лестнице Арды.
Напротив, чем более существо приближено к Морготу, тем менее оно владеет собственным телом. Вспомним, как Моргот и его слуги «умаляются» и все более и более дорожат своим телом (см. «Осанвэ-кэнту», или «Мэлькор Моргот»).
Нам мало известно о том, как именно эльфы получили своих королей. Однако во время похода в Валинор это были еще «вожди», королями же они стали только в Амане. В силу ли того, что им дали в собственность землю, в силу ли иных причин — но короли эльфов были благословлены в Амане, и до этого у эльфов не было королей.
Как же быть с Элу Тинголом, оставшимся в Средиземье и считавшимся королем? Во-первых, он таки побывал в Амане. Во-вторых, вспомним, кто была его жена — майа Мэлиан. Таким образом, его право считаться королем было благословлено божественным браком, то есть косвенным образом, было благословенно свыше. О королевствах авари ничего неизвестно, скорее всего, их просто не было. Таким образом, наиболее отчетливую королевскую власть мы наблюдаем у калаквэнди (на примере нолдор в Бэлэрианде) и у синдар на примере Элу Тингола и его потомков.
Как уже говорилось выше, Король Арды, Манвэ, является в то же время и первосвященником Единого. Это значит, что законная власть в Арде по определению сакральна, она связана не только со светскими, но и с духовными обязательствами. Получая право на власть, властители получают и ряд обязательств, своеобразные «правды королей». Эти «правды» нигде не записаны, однако их нарушение ведет к гибельным последствиям (история Нумэнора — самый яркий пример). Это не значит, что любое отклонение от образа идеального властителя влечет за собой немедленное несчастье. Это не значит, что у «правильных» королей небо безоблачно и не бывает напастей. Это значит, что такова основная тенденция: короли отвечают за весь народ и по королям можно судить о народе. Именно короли — основные хранители сакральных традиций в Арде, хранители ее «света».
В подавляющем большинстве случаев по королям в Арде можно судить и о народе. Вообще власть в Арде аристократична — сама Арда названа «Королевством», и мы не видим ни одной «республики» в собственном смысле слова (разве что Озерный Город в «Хоббите»). Шир хоббитов, кстати, не является самостоятельным государством, но находится в рамках Объединенного Королевства, ранее же он входил в Королевство Арнор. Король Гондора и Арнора — и их Король. Так что, несмотря на выборность «шеррифов», хоббиты не в коем случае не живут «республикой». Через королей в Арде осуществляется и сакральная функция — короли являются священниками, как Манвэ — Король и Первосвященник Единого. В случае падения короля вместе с ним отпадает и большая часть его народа. Так было с нолдор, так было с нумэнорцами, так было с последователями Кастамира. В Арде все самое хорошее и все самое плохое приходят именно от властителей, выражающих не только свою личность, но и «дух народа». Падших же королей, если они облачены сакральной властью, «свергнуть» народом нельзя, для этого нужна сакральная санкция высших сил, прямая или косвенная. Обитатели Арды вынуждены постоянно выбирать между своим личным долгом властителю и верностью высшим силам. В мире неискаженном нет никакой «вилки» между верностью властителю и верностью высшим силам, ибо властитель по определению идеально верен высшему. Но в мире искаженном властители ошибаются и могут вести свои народы на смерть или изгнание. Нет никаких «механизмов» общественного устройства, позволяющих избежать этого, и только личное глубокое понимание происходящего способствует выявлению истины.
Аристократизм власти проявляется в Арде не только в великих королях-народоводителях, сакральных фигурах. Проявляется он не только в лордах, он присутствует и на бытовом уровне. Сэм Гэмджи всегда остается не только другом, но и слугой Фродо — до самого конца и далее, после возвращения на родину. Разница между слугой и господином никогда не стирается, несмотря на уважительное отношение Фродо к Сэму. Самыми же лучшими качествами Сэма Толкин назвал прежде всего верность хозяину. Вообще же верность Толкин ценил очень высоко, по его мнению, в существе, даже в самом плохом, есть еще «тень добра», если оно сохраняет верность кому-либо еще, если оно способно восхищаться и уважать другого, признавать власть кого-либо, кроме себя.
Но здесь заметно влияние Мэлькора на Саурона — последний говорил о Мэлькоре словами самого Мэлькора: как о боге, или даже о Боге. Это было возвращением к состоянию, которое в некотором отношении было тенью добра: Саурон некогда был способен восхищаться иным существом, чем он сам, и признавать его превосходство. Мэлькор, а позднее и сам Саурон, часто пользовались этой мрачной тенью добра, прибегая к услугам «почитателей».
Аристократизм Арды не носит узурпаторского характера, властители ее «благородны». Вспомним описания Тэодэна, Дэнэтора, Боромира, Фарамира, Имрахиля, вспомним Королей Гондора, Арнора и Нумэнора. Положительные коннотации, связанные с «правильными» властителями, у Толкина очевидны. Осуждению подлежит не принцип власти вообще, а конкретные недостатки конкретных правителей, забывающих о том, что они наместники по сути своей. Как в лице Дэнэтора осуждается гордыня и отчаянье, политиканство (в письме Толкин назвал Дэнэтора «политиком»), но никак не Наместники как таковые. Лорды, аристократы у Толкина никогда не противопоставляются «простым людям».
Аристократизм Арды не противоречит уважительному отношению к «маленьким людям». Более того, сама суть благородства властителей и «мудрецов» состоит в том, чтобы не возвышаться над людьми, унижая их, а напротив, «возвышать» людей, обращаясь всегда к их лучшим качествам — "... и последовать за ним в его постепенном возвышении до благородства (которое учит служить и тому, чего не любишь), до распознавания в падшем существе пусть извращенного, испорченного, но все же доброго начала".
Подобное обращение далеко от панибратства — Король Арагорн общается по-разному с хоббитами и с лордом Имрахилем, однако же он всегда остается Королем. Центральная тема романа «Властелин Колец» — борьба и героизм «маленького человека», обывателя в условиях Арды, не подвергает сомнению важность и нужность «великих». В романе аристократизм и демократизм переплетены настолько плотно, что это дало некоторым отечественным переводчикам возможность воспринять «Властелин Колец» как «бунт зэков». Однако при более внимательном рассмотрении становится очевидно, что Толкин никогда не стремился противопоставлять «народ» и «власти». В его гармоничном мире, в том мире, какой должен был бы быть, государство — это монархия, а власть принадлежит королям и лордам. Законным королям и лордам, отражающим на земле «высокие» иерархии. Ведь как Манвэ — Король Арды, так и у каждого народа есть свой Король и лорды. Следовательно, мятеж против законных властителей в мире Толкина рассматривается отрицательно, и единственно, когда он оправдан — когда надо выступить против Врагов.
Дополнительным и весьма существенным «маркером» иерархической лестницы служат молитвы и обращения. Высшая инстанция — это Единый. Среди людей обращаться к Нему могут лишь Короли Нумэнора (и их потомки в Гондоре), клятва Его именем — священна, Его имя не принято произносить «всуе»:
...по такому случаю Кирион, к изумлению многих, воззвал к Единому (т.е. Богу). Его точные слова остались незаписанными, но они, вероятно, имели форму аллюзивного выражения — так же, как те, с помощью которых Фарамир объяснял Фродо содержание молчаливой „благодарности“ (перед общей трапезой), что было нумэнорским ритуалом: „Порукой этим словам — вера наследников Низвергнутой в тех, кто восседает на Тронах Запада, и в того, кто пребудет вовеки над всеми Тронами“. Этого было бы довольно, чтобы осветить место на все то время, пока существуют королевства нумэнорцев — каково и было, без сомнения, намерение говорившего.
К Валар обращаются все, кто знает о них, некоторые народы даже считают Валар «богами». К Валар допустимо обращение в трудных ситуациях. Например, во «Властелине Колец» один из следопытов в минуту опасности восклицает: «Оборони нас Валар!». Фродо и Сэму в трудный час помогает фиал Владычицы Галадриэль, они явно рассматривают Владычицу как существо более высокого порядка (см. ВК, главы «Лориэн» и «В логове Шелоб»). Таким образом, «высоту положения» существа на иерархической лестнице Арды можно приблизительно определить и по тому, кто и как к нему обращается.
Дополнительным «маркером» является и «сила мысли». Чем выше существо находится на иерархической лестнице, тем свободнее оно общается с помощью мыслей, и тем большей настойчивостью и силой обладает его мысль. Для Единого равно открыты все разумы, для Него препятствий нет. Но для других тварных созданий существуют ограничения, и чем ниже «расположено» существо на иерархической лестнице, тем этих ограничений больше (см. «Осанвэ-кэнту»). Любопытно, что сила мысли правителей любого народа по определению больше, чем у других представителей того же народа.
Самые же сильные страницы в истории Арды, ее гордость и позор связаны с противостоянием Врагу. На несколько эпох существование и действие Врага (сначала Моргота, потом Саурона) определяло всю глобальную историю Арды. С конфликта с ним начинают Валар, продолжают Эрухини и иные разумные создания. Таким образом, сакральная функция властителей выражалась еще и в сопротивлении Врагу, при воплощенном Враге эта функция становилась первейшей и важнейшей.
Я повторю, что Враг и его силы — суть явления эпические. Не надо сравнивать войну с дьяволом и «войну с неверными», джихад или газават. В мире Арды все явления нашей духовной жизни максимально овеществлены, не превращаясь, однако, в аллегорию. Враг страшен прежде всего физически — как тиран, стремящийся захватить все и вся, как некто, врывающийся в дом и грабящий его, уводящий людей в рабство и обрекающий их смерти. Заметим попутно, что практически все войны в Средиземье начинал Враг. Враг страшен духовно — как Тень, как лжец, затуманивающий умы и души (смотри «Законы и обычаи эльдар», также «Осанвэ-кэнту»). С ним нельзя договориться. Потому война с ним — действительно дело священное. Обитатели Арды никогда не формулировали и не декларировали «священность» этой войны, они просто защищали себя и свои семьи, как могли.
В этой борьбе с Врагом, по определению неравной (Враг ведь все же один из сильнейших мира сего), огромное значение имеет каждый народ, сопротивляющийся его влиянию. Рассмотрим, как это касается иерархий Арды.
Понятно, что Валар противостоят Врагу всегда, явно или неявно. Война Гнева — решающая битва, избавившая Средиземье от Моргота. Эльдар — Эрухини, никогда не сражающиеся на стороне Врага. Напомню, что люди и гномы сражались как на стороне Врага, так и против него. В открытый конфликт с Врагом вступили нолдор, калаквэнди, благодаря их усилиям часть людей смогли избежать влияния Моргота и его слуг и узнать о Валар и Едином. Благодаря им Бэлэрианд получил годы мира. Синдар же жили за Завесой Мэлиан, они могли защищать только себя. Про авари вообще ничего неизвестно — они просто не вмешивались. Итак, еще один «маркер» — противостояние Врагу. Я бы даже сказала, что сопротивление Врагу — самый яркий «маркер» народа и отдельной личности, указывающий на многие другие признаки.
Замечу, что иерархия в Арде строится еще и по старшинству — и по времени возникновения, и, в случае передачи королевской власти, по прожитым годам. Валар появились раньше эрухини, эльфы — раньше людей.
Выделив иерархические ступени в Арде, мы отметили их наличие по следующим «маркерам»: время возникновения; отношение к Единому и другим высшим ступеням власти (Валар и эльдар); наличие сакральной королевской власти; обращение в молитвах; «сила мысли»; сопротивление Врагу физическое и связанное с ним духовное (а, вернее, неотделимость одного от другого). Признаки эти связаны друг с другом: если некий народ (или отдельная личность) относиться к вышестоящим отрицательно, значит, скорее всего, что он пособничает Врагу, так или иначе. И наоборот, если некто в дружбе с Врагом, он по определении враждебен и Валар, и эльфам, и всем, кто почитает Валар и в союзе с эльфами. Более неявным «маркером» является старшинство, однако, если не считать Врага и его ближайших слуг, можно сказать, что чем старше народ, тем более «света» он являет.
«Маркеры» взаимосвязаны друг с другом, чаще всего по одному или немногим из них можно вычислить и другие сведения о народе. Подробнее об этом речь пойдет ниже.
Народы на разных ступеньках лестницы обладают как качественно отличными друг от друга особенностями, так и сложными отношениями друг с другом. Не существуя независимо, но, образуя сложную систему, народы, находящиеся на разных ступенях иерархической лестницы, образуют систему осуществления и делегирования власти. Это значит, что существо, обладая необходимым правом власти, дает право на использование этой власти другими существами. Сам Единый первый подает примеры: Он передает Валар управление Ардой, Он передает им и некоторые вещи, касающиеся Эрухини. Именно Единый дал Валар право восстанавливать эльфов после их смерти и право удалить Мэлькора за пределы Арды. О делегировании права обращения к Единому будет идти речь ниже.
Манвэ, являясь Королем Арды, фактически правит только своим народом — Валар, практически не вмешиваясь во внутренние дела Эрухини, если те не просят его помощи и совета. Эльдар, являясь королями своих народов, не управляют Нумэнором, и вообще ни одним человеческим государством. Однако дружба и послушание (добровольное) низших «ступенек» высшим приводит к благу всех, а сопротивление им — к мятежам, и попаданием под власть Врага.