Повесть лет, развиваясь, соответствовала последовательным этапам в создании Анналов. Я до сих пор не помещал ее в Историю Средиземья (X.49), так как ценность ее для повествования о Древних Днях очень невелика, кроме конца последней (написанной после Властелина Колец) ее версии, когда она действительно становится ценным источником; здесь необходимо дать хотя бы самый краткий ее анализ.

Самая ранний вариант - это рукопись, озаглавленная «Повесть Лет», в которой в очень сжатой форме даются основные события Древних Дней. Все даты полностью совпадают с теми, которые приводятся в текстах, созданных до Властелина Колец: «Поздние Анналы Валинора» и «Поздние Анналы Белерианда» (АВ 2 и АБ 2). Поскольку Повесть Лет была написана как дополнение к упомянутым версиям Анналов, и в то же самое время ничего к ним не добавляла, я не включил ее в V том.

Много позже была создана новая версия Повести Лет, и здесь речь пойдет именно о ней. Она относится к периоду работы над Анналами, которая велась в 1951(-2), результатом которой были Анналы Амана и Серые Анналы. Впоследствии отец перепечатал этот текст на машинке, но несомненно, что он относится к тому же периоду.

Текст рукописи этой версии (такой, каким он был изначально написан) очень разборчив, но в нем много исправлений, интерполяций, и во многих местах он переписан наново; поскольку в то время это была рабочая хронология отца, даты, особенно в первой, валинорской части, менялись так часто, с путаными сдвигами вперед и назад, что понять эволюцию хронологии чрезвычайно трудно. Весьма важным, поскольку мы коснулись валинорской части, является то, что даты в первоначальной рукописи Повести Лет практически совпадают с датами в первоначальном варианте Анналов Амана; имодификация хронологии в этих текстах шла параллельно. В случае ААм я отметил (X.47-8), что с таким количеством изменений, внесенных в даты, практически невозможно сделать больше, чем просто дать окончательную хронологию, а в случае Повести Лет эволюция еще более сложна. В результате, часть хронологии Повести Лет сама по себе имеет незначительную ценность; имеется, однако, ряд моментов, которые необходимо отметить.

В первоначальном варианте рукописи Древние Дни начинались с пробуждением эльфов: «Так начинаются Древние Дни, или Первая Эпоха Детей Илуватара»; но «Древние Дни» были вычеркнуты и больше в рукописи не появлялись. В дальнейшем в Повести Лет отмечена разница в применении термина «Древние Дни» - в том, что касается их окончания (разница, которая, насколько я знаю, больше нигде не встречается): после записи, относящейся к 1500 году «Финголфин и Инглор пересекли Пролив Льда» (эта дата дана в Серых Анналах, стр. 29) в рукописи говорится:

Некоторые считают, что здесь заканчиваются Древние Дни по новому летосчислению. Но большинство мудрых называют ими также годы войны с Морготом, до его низвержения. До этих пор Квеннар Онотимо завершил летосчисление. Далее следует продолжение, которое Пенголод создал на Эрессэа.

В машинописном тексте этот фрагмент был сохранен, но с некоторыми изменениями: «Здесь заканчиваются Древние Дни, с новым летосчислением Времени, согласно мудрым из Валинора. Но мудрые народа нолдор называют ими также годы войны с Морготом...».

Квеннар Онотимо появляется в Анналах Амана (см. X.49), где его цитируют , как источник фрагмента о летосчислении. Этот фрагмент был помечен для перенесения в Повесть Лет, и появляется в рукописи (одна из ее страниц воспроизведена во фронтисписе к X тому, Кольцо Моргота) новой начальной части работы, написанной в такой великолепной форме, что не удивительно, что работа над ней не продвинулась далеко.

Авторство Анналов претерпело множество изменений. В раннем варианте Анналов Валинора (АВ 1, IV.263) автором называется Пенголод, так же, как и в Анналах Белерианда (АБ 1), но вскоре появляется версия о том, что автором первой части АВ был Румил, и что работа была только завершена Пенголодом: в АВ 2 часть, написанная Румилом, заканчивается возвращением в Валинор тех нолдор под предводительством Финрода (Финарфина), которые не продолжили путешествие на север после Проклятия Мандоса (см. V.116, 123). Фактически, в начальной части Анналов Амана (X.48) говорится, что они «были написаны Квеннар-и-Онотимо, который владел многими знаниями, и узнал также много от Румила; но еще больше от Пенголода». Во второй версии этой части, однако, упоминается только Румил: «Здесь начинаются Анналы Амана, которые написал Румил». В разборчивой рукописи начальной части Повести Лет, которая упоминается выше, нет ссылки на авторство (кроме упоминания Квеннара Онотимо как автора отрывка о летосчислении).

Осталось упомянуть еще несколько пунктов, касающихся содержания этой части. В записи, относящейся к 1125 году (X.83) рукопись гласит: «Первые из Эльдар достигают Белерианда. Они полны великого страха перед морем и долго отказываются двигаться дальше. Оромэ отправляется в Валинор за советом». Этот фрагмент не был исправлен, но в машинописной версии на его месте появляется следующая запись: «Первые из Эльдар достигают берегов Средиземья и той страны, которую позднее называли Эгладором. Большей ее частью был Белерианд». Это явно относится к одной из надписей Эгладор, добавленных к карте: см. стр. 186, §14; но заключительная фраза непонятна.

В связи с этим запись, относящаяся в рукописи к 1150 году гласит: «Наконец Телери войска Ольве также отправляются за море. Друзья Эльве остаются: это Эглат, Позабытые, или Синдар (Серые эльфы). Слово Эглат можно найти и в записи, относящейся к этому году в ААм (X.85); но в рукописи Повести Лет оно было впоследствии изменено на Эглим, в то время как в машинописи это Эглир: кажется, ни один из этих вариантов больше нигде не встречается (см. стр. 365, 379).

И, наконец, запись, относящаяся к 1497 году, начинается словами «Моргот нападает на Серых эльфов Белерианда из нового укрепления в Ангбанде». На этом этапе Ангбанд все еще считается построенным на руинах Утумно (см. §35 и комментарий, стр. 15, 111). Отец сделал пометку карандашом в машинописной версии (относящейся к периоду до возвращения Моргота из Валинора в 1495 году): Слишком мало было времени у Моргота, чтобы построить Ангбанд», и также «Времени было слишком мало, должно было пройти не меньше 10 или 20 лет по летосчислению Валар». Это потребовало внесения значительных изменений в хронологию; и, возможно, это решение послужило причиной возникновения более поздней версии о том, что Утумно и Ангбанд - это разные крепости, находящиеся в разных местах, но обе они были в древние дни построены Морготом (X.156, §12).

О более поздней, или Белериандской части Повести Лет можно мало что сказать, кроме ее последних записей. Хронология здесь такая же, как и в Серых Анналах, включая переработанные версии происхождения Гондолина и Эола, и короткие записи (согласующиеся с СА в том, что и там и там вместо Гальдора Галион, и Глиндур вместо Маэглина) немного добавляют к основному тексту. Необходимо отметить только одно: в записи, относящейся к 495 году, отец добавляет к рукописи следующее: «Туор покидает Дорломин, и год живет в Фаласквиле». Пять последних слов были впоследствии вычеркнуты. В Падении Гондолина Фаласквиль - морская бухта, где Туор прожил некоторое время (II.152); она также нанесена на карту (см. стр. 181, §5). Скорее всего, оба эти дополнения были сделаны в то время, когда отец работал над поздним вариантом Повести о Туоре, и перечитывал старый вариант (что он действительно делал, II.203); но в позднейшей версии истории Туора Фаласквиль не появляется.

Последующие очень немногочисленные изменения - это появление радикально измененной легенды о Приходе Эдайн, изменение форм имен на более поздние, и дополнения к истории Турина.

Но с того момента, когда Серые Анналы обрываются, Повесть Лет становится основным источником сведений о конце Древних Дней, и фактически единственным с того времени, как был завершен Властелин Колец, хотя, к сожалению, неадекватным. В рукописном оригинале(который я назову «А»), записи, начиная с 500 года и до конца, очень краткие, близко следуют первому (написанному до Властелина Колец) варианту Повести Лет (см. стр. 342): отец явно имел его перед глазами, и просто скопировал его, сделав записи более подробными, не внеся ни новых событий, ни дат, которых не было бы в АБ 2 (V.141-4). Однако будет лучше привести текст записей, относящихся к тем годам, в том виде, в каком он был первоначально написан.

500 Рождение Эарендила в Гондолине.

501 Создание Наугламира. Ссора Тингола с гномами.

502 Гномы нападают на Дориат. Тингол сражен, его королевство пало. Мелиан возвращается в Валинор. Берен уничтожает войско гномов у Ратлориэль.

506 Вторая Братоубийственная Резня.

507 Падение Гондолина. Смерть короля Тургона.

508 Уцелевшие эльфы начинают собираться в устьях Сириона.

524 Туор и Идрил отправляются за море.

525 Начало путешествия Эарендила.

529 Третья, и последняя, Братоубийственная Резня.

533 Эарендил прибывает в Валинор.

540 Последние свободные Эльфы и остатки Отцов Людей выбиты из Белерианда и находят убежище на острове Балар.

547 С Запада приходит войско Валар. Фионвэ сын Манвэ высаживается в Белерианде с большим войском.

550-597 Начинается последняя война Древних Дней и Великая Битва. В этой войне Белерианд разрушается. В конце концов Моргот повержен и Ангбанд уничтожен. Моргот взят в плен и два Сильмарилла возвращены.

597 Маидрос и Маглор, последние оставшиеся в живых сыновья Феанора, похищают Сильмариллы. Маидрос гибнет. Сильмариллы утеряны в огне и море.

600 Эльфы и Отцы Людей покидают Средиземье и уходят за море.

Здесь заканчивается Первая Эпоха Детей Илуватара.

Единственное, чем данный текст существенно отличается от АБ 2 или начальной версии Повести Лет, этодополнения к записи, относящейся к 540 году, когда фраза «последние свободные эльфы находят убежище на острове Балар» дополняется словами «и уцелевшие Отцы Людей», и к записи, относящейся к 600 году, о том, что Отцы Людей покидают Средиземье вместе с эльфами и уходят за море.

В следующем отрывке, который я назову «В», в «А» внесено множество изменений, исправлений и интерполяций; я привожу здесь текст именно в этой форме, настолько, насколько это необходимо.

501 Возвращение Хурина.

502 После семи лет службы в Гондолине Туор берет в жены Идрил. Создание Наугламира.

503 В Гондолине рождается Эарендил. Гномы нападают на Дориат. Тингол сражен, его королевство пало. Мелиан отдает Наугламир Берену и Лутиэн, и отправляется в Валинор. Келегорм и Куруфин уничтожают войско гномов в Ратлориэль; они приходят в ярость, не обнаружив там Сильмарилл. Диор отправляется в Дориат.

505 (Весна) Вторая смерть Берена, умирает и Лутиэн. Диор Наследник Тингола носит Сильмарилл [вычеркнуто: и отправляется в Дориат].

509 (Весна) Вторая Братоубийственная Резня. Ульмо предупреждает Гондолин последний раз.

510 Падение Гондолина в День Середины Лета. Смерть короля Тургона.

511 Уцелевшие эльфы начинают собираться в устьях Сириона.

В оставшихся записях изменены некоторые даты, но содержание изменено незначительно; поэтому нет надобности повторять здесь текст А.

533 Дата прихода Эарендила в Валинор меняется несколько раз, соответственно > 536 > 540 > 542.

547 Дата прихода войска Валар изменена на 545.

550-597 Даты «последней войны Древних Дней» изменены на 545-587, и после последних слов добавлено: «Анкалагон сражен Эарендилом и все драконы, кроме двух, уничтожены».

597 Эта дата изменена на 587.

600 Эта запись перенесена на 590, и добавлена фраза: «Моргот извергнут из Арды во Внешнюю Тьму».

Фраза «Здесь заканчивается Первая Эпоха Детей Илуватара» изменено на «Здесь, с уходом Мелькора, заканчиваются Древние Дни, соответственно летосчислению мудрых; здесь заканчивается и Первая Эпоха...»

Поспешно внесенные дополнения и изменения в записи, относящейся к 503 году (в «А» к 502) показывают новые основные повороты в истории, такой, какой она была изложена во всех версиях: повести о Науглафринге (II.138), Наброске мифологии (IV.33), Квенте (IV.134) и АБ 2 (V.141). В первом варианте тем, кто с войском эльфов напал из засады на гномов у Сарнатрада, и захватил Наугламир, в который был вправлен Сильмарилл, был Берен, восставший из мертвых; теперь же те, кто сражался в битве у Сарнатрада - это Келегорм и Куруфин, но Сильмарилла там нет, так как Мелиан, забрав его из Менегрота, отдает его Берену и Лутиэн, находящимся в Оссирианде. В старом варианте Гвенделин (Мелиан) приходит в землю Живых Мертвых после битвы и гневается, увидев, что Лутиэн носит Ожерелье Гномов, потому что оно сделано из проклятого золота, и сам Сильмарилл осквернился, будучи вправленным в корону Моргота; в то время как в Наброске (вероятно) и в Квенте (точно) именно Мелиан предупреждает Берена о приближении гномов, возвращающихся из Дориата, и дает возможность подготовить засаду (впоследствии, когда Ожерелье Гномов было возвращено, ее предупреждение касалось Сильмарилла).

Введение в повествование Келегорма и Куруфина, вероятно обусловлено изменениям, внесенным в текст; сначала отец добавляет к первоначальной записи («Берен уничтожает войско гномов у Ратлориэль») слова «и ранен в битве», относящиеся к Берену (Повесть, II.237: «Берен получил множество ран»). Затем он сразу меняет слова «Берен уничтожает» на «Келегорм и Куруфин уничтожают» и «ранен в битве» на «приходят в ярость, не обнаружив там Сильмарилл».

В первоначальной записи в варианте «А» «у Ратлориэль» было просто ошибкой (вместо «в»); но замена «у Сарнатрада в Ратлориэль» выглядит странно, потому что Сарнатрад был бродом не через эту реку (Аскар), а через Гелион, и так и оставался им в более поздней версии, хотя название было изменено (см. стр. 335).

Вычеркивание записи о возвращении Диора в Дориат в 505 году предшествовало его включению в запись, относящуюся к 503 году. Там не было упоминания о последующем предупреждении Ульмо (509) до прихода Туора в Гондолин. О дополнении, относящемуся к 545-587 году, касающегося Анкалагона, см. V.329, §18; а об окончании Древних Дней «согласно летосчислению мудрых» см. стр. 343.

Третьим этапом было выбрасывание большой части рукописи, относящейся к периоду с 400 года и почти до конца, и замена ее новой версией («С»), которую я привожу здесь, и которая покрывает тот же период, начиная с возвращения Хурина из Ангбанда: это разборчивый текст с внесенными туда позднее некоторыми изменениями в датах (эти изменения в основном повторяют даты варианта «В»).

501 Хурин возвращается из плена. Он приходит в Нарготронд и забирает сокровища Глаурунга.

502 Создание Наугламира. Ссора Тингола и гномов.

503 Гномы Белегоста и Ногрода нападают на Дориат. Тингол сражен, его королевство пало. Гномы уносят Драконье золото, но Мелиан бежит, уносит с собой Наугламир и Сильмарилл, и отдает их Берену и Лутиэн. Затем она возвращается в Валинор; но Лутиэн носит Сильмарилл. Куруфин и Келегорм, услышав о разграблении Менегрота, устраивают гномам засаду у бродов Аскара и наносят им поражение; но гномы бросают золото в реку, которую затем назовут Ратлориэль. Велика была досада сыновей Феанора, когда они обнаружили, что с гномами не было Сильмарилла; но они не осмелились напасть на Лутиэн. Диор возвращается в Дориат и восстанавливает там королевство.

504 (> 502] Диор берет в жены Идрил Келебриндал из Гондолина, дочь Тургона.

505 [> 503] Рождение в Гондолине Эарендила Полуэльфа (весна). Ночью Диору в Дориат посланец приносит Сильмарилл, и Диор носит его; его властью Дориат на время возрождается. Верили, что в этом году умерли Лутиэн и Берен, потому что никто никогда о них больше не слышал; возможно, что Сильмарилл ускорил их конец, потому что пламень красоты Лутиэн, когда она его надевала, был слишком силен для смертных земель.

511 [> 509] Вторая Братоубийственная Резня. Сыновья Феанора нападают [напали] на Диора; он гибнет; гибнут также Келегорм, Куруфин и Крантир. Сыновья Диора Элдун и Элрун оставлены в лесах умирать голодной смертью. Элвинг бежит и вместе с Сильмариллом приходит к устьям Сириона. Ульмо посылает последнее предупреждение Гондолину, последнему из эльфийских королевств; но после резни в Дориате Тургон не вступает в союз ни с кем. Маэглин, сын Эола, сын сестры Тургона, был схвачен в холмах и предал Гондолин Морготу.

512 [> 510] Падение Гондолина. Смерть короля Тургона.

513 [> 511] Туор и Идрил приводят Эарендила и тех, кто выжил после падения Гондолина, в устья Сириона.

527 [> 530] Эарендил берет в жены Элвинг. На Туора находит Беспокойство Ульмо. Туор и Идрил отправляются за море, и больше о них никто никогда не слышал.

528 [> 530 > 534] Начало путешествия Эарендила. [Вставка] 528 [> 532] Рождение Элронда и Элроса, сыновей-близнецов Эарендила.

532 [> 534 > 538] Третья, и последняя, Братоубийственная Резня. Гавани Сириона разрушены, и Элронд и Элрос, сыновья Эарендила, попадают в плен, но Маидрос заботится о них и берет на воспитание. Элвинг уносит Сильмарилл и в обличии птицы является Эаренделу [>Эарендилу].

536 [> 540 > 542] Эарендил прибывает в Валинор.

Здесь заканчивается замещение отрывка «С». В записях «С», относящихся к 400-499 (которые здесь не приводятся), этот текст настолько близок во всех датах и деталях повествования к Серым Анналам, что его нельзя считать независимым документом; и Повесть Лет начинает опять, так сказать, превращаться в «Анналы». Что касается вышеприведенных записей, где мы доходим до тех событий, которые не рассматриваются в СА и для которых АБ 2 являются более поздним источником, то досадно, что отец не стал развивать эту тему, и не дал более подробного описания того, что же случилось с Келегормом и Куруфином у Сарн Атрада, о возрождении Дориата и Второй Братоубийственной Резне.

Здесь я добавлю несколько примечаний по некоторым пунктам.

503 Брод, у которого гномам была устроена засада, теперь не называется, но это по прежнему брод через Аскар, а не Гелион (см. стр. 347). Утверждение о том, что «гномы бросают золото в реку» отличается от истории, рассказанной в Наброске и Квенте (где это делают Берен и Зеленые эльфы), и является, вероятно, сознательным возвращением к повести о Науглафринге (II.237), в которой золото бросают в реку вместе с телами гномов, которые его носили, или же его бросают туда гномы, пытаясь достичь берега.

505 С изменением датировки этой записи все повествование о завоевании Дориата, битвы у брода, прихода Диора в Дориат, смерти Берена и Лутиэн, появления Сильмарилла у Диора, укладывается в один год - 503. - Кратковременное возрождение Дориата Диором ранее не связывалось с Сильмариллом; ср. с тем, что говорится о пребывании его в Гаванях Сириона (стр. 361, 354). О возможной связи Сильмарилла и смерти Берена и Лутиэн (хотя и имеющей под собой совершенно другие основания, чем те, которые приводятся здесь) см. IV.63, 190.

511 О судьбе сыновей Диора - ср. с АБ 2 (V.142), где говорится, что они «были взяты в плен жестокими спутниками Маидроса, и те оставили их умирать от голода в лесах; но Маидрос пожалел о жестоком поступке и искал их, но тщетно». - Кажется вероятным, что когда упоминалось, что Тургон не вступал в союз ни с кем, имелось в виду «ни с кем из сыновей Феанора»; ср. Квента (IV.140): «Известие о падении Диора, наследника Тингола, принес Тургону Торндор, и после этого Тургон не внимал словам горя, что доносились из-за пределов его королевства; и поклялся он никогда не выступать на стороне ни одного из сыновей Феанора».

528 (вставка) О сообщении, что Элронд и Элрос были близнецами, см. V.152. В Родословной Элроса (Неоконченные сказания, стр. 218) говорится, что Элронд родился за 58 лет до начала Второй Эпохи: это соответствует дате, приводимой здесь (532) и окончанию Первой Эпохи в 590 году (стр. 346).

Наконец мы подходим к отрывку «D» Повести Лет, машинописи Повести Лет; но прежде чем обратиться к записям, начинающимся с возвращения Хурина, необходимо упомянуть еще о двух записях, сделанных карандашом, и повествующих о событиях, которые произошли немного раньше:

497 Диор берет в жены           из Зеленых эльфов > Диор берет в жены Нимлот.

500 Рождение двух сыновей-близнецов Диора, Элруна и Элдуна.

Существует отдельное примечание, касающееся первой из этих двух записей (фактически, оно записано на оборотной стороне листа с текстом о Драконьем шлеме Дорломина, упомянутом на стр. 140, 143):

Рождение Диора (в Тол Галене?) в 470. Он появляется в Дориате после его разрушения, Мелиан радушно принимает его и его жену Элулин из Оссирианда.

Относительно этого примечания смотри стр. 353, год 504. Четвертая буква в имени Элулин не совсем понятна. - К тому же, имя супруги Диора дается и как Линдис: см. стр. 351, 353.

В опубликованном Сильмариллионе используется имя Нимлот (см. стр. 234, где говорится, что она была «родственницей Келеборна»), поскольку оно появляется в серии эльфийских генеалогий, которую можно датировать декабрем 1959 года (стр. 229). В этой таблице приводятся потомки Элве (Тингола) и его младшего брата Элмо, о котором говорится, что он «был очень любим Элве и остался с ним». На одной стороне таблицы (потомки Элве) супруга Диора Элухила (наследника Тингола) - Нимлот, «сестра Келеборна». Соответственно на другой стороне сын Элмо - Галадон, и двое его сыновей, Галатил и Келеборн, «принц Дориата», и дочь Нимлот, супруга Диора Элухила. Но в той же самой таблице Нимлот, супруга Диора, предстает также как дочь Галатила (поэтому в первом случае она приходится троюродной сестрой Диору, а в другом, более позднем, четвероюродной сестрой Элвинг). Из небрежных карандашных пометок, сделанных на этой странице, становится ясным, что отец не пришел к окончательному выводу, и похоже, что более поздним вариантом был тот, где Нимлот приходится Келеборну племянницей. Я сослался на эту генеалогию в Неоконченных сказаниях, стр. 233, но не упомянул об альтернативной версии о том, что Нимлот была сестрой Келеборна.

Что касается второго из двух дополнений к машинописи, о рождении Элдуна и Элруна в 500 году, см. стр. 257 и 300, примечание 16.

Теперь я привожу здесь заключительные записи машинописи Повести Лет. Заключительная часть этого текста написана от руки, и удобнее разделить эти две части на «D 1» и «D 2».

501 Хурин освобожден из плена. Он приходит в Нарготронд и забирает сокровища Глаурунга. Он приносит сокровища в Менегрот и бросает их к ногам Тингола.

502 Из сокровищ Глаурунга отобран Наугламир, и в него вправляют Сильмарилл. Тингол ссорится с гномами, создавшими для него Ожерелье.

503 Гномы Белегоста и Ногрода нападают на Дориат. Король Элу Тингол сражен, его королевство пало. Мелиан уходит, уносит с собой Наугламир и Сильмарилл, и отдает их Берену и Лутиэн. Затем она покидает Средиземье и возвращается в Валинор. Куруфин и Келегорм, услышав о разграблении Дориата, устраивают гномам засаду у бродов Аскара, когда те несут Драконье золото в горы. Гномы были разгромлены и понесли большие потери, но они бросают золото в реку, которую поэтому позже назвали Ратлориэль. Велик был гнев сыновей Феанора, когда они узнали, что с гномами не было Сильмарилла; но они не осмелились напасть на Лутиэн. Диор возвращается в Дориат и с старается возродить королевство Тингола. В этом году, или, согласно другим источникам, годом раньше, Туор берет в супруги Идрил Келебриндал, дочь Тургона из Гондолина; год спустя, весной, рождается Эарендил Полуэльф. [Позднее этот параграф был выброшен со словами Нужно перенести на 502.] Осенью этого года посланец приносит Диору в Дориат Сильмарилл.

Здесь машинописный текст D 1 внезапно обрывается в начале страницы, но затем какое-то время идет текст, очень небрежно написанный от руки (D 2), хотя он и не доходит так далеко, как версия С (которая в свою очередь не доходит так далеко, как В).

503 Рождение в Оссирианде Элвинг Белой, дочери Диора.

504 Диор возвращается в Дориат, и с помощью Сильмарилла восстанавливает его, но Мелиан уходит в Валинор. Диор теперь открыто носит Наугламир и Камень.

505 Услышав, что Сильмарилл находится в Дориате, сыновья Феанора устраивают совет. Маидрос сдерживает братьев, но они отсылают Диору послание с требованием вернуть Камень. Диор на него не отвечает.

506 Келегорн побуждает братьев начать войну, и они готовят нападение на Дориат. Зимой они неожиданно являются туда.

506-507 В дни между июнем и июлем Диор сразился с сыновьями Феанора на восточных границах Дориата, и был побежден. Также пали Келегорн (от руки Диора), Куруфин и Карантир. Жестокие слуги Келегорна хватают сыновей Диора (Элруна и Элдуна) и оставляют их умирать от голода в лесу. (Об их судьбе точно ничего не известно, но говорили, что птицы помогли им добраться до Оссира). [Примечание на полях: Маидрос, раскаиваясь, пытается разыскать детей Диора, но тщетно]. Госпоже Линдис и Элвинг удается бежать с Ожерельем и Драгоценным Камнем и добраться до Оссира. Оттуда, узнав о слухах, Линдис бежит в гавани Сириона.

509 Маэглина берут в плен шпионы Мелькора (Саурона?).

510 Середина Лета. Гондолин атакован и разграблен из-за предательства Маэглина, который раскрыл тайну его местонахождения.

511 Изгнанники из Гондолина (Туор, Идрил, Эарендил и др.) достигают Сириона, который начинает процветать под влиянием Сильмарилла.

512 Сыновья Феанора узнают о расцвете Новых Гаваней, и о том, что там находится Сильмарилл, но Маидрос отрекается от своей клятвы.

525 На Туора находит Беспокойство Ульмо, он строит корабль Эарамэ и отплывает на Запад, вместе с Идрил (и Воронве?), и больше ни в одном предании о них ничего не говорится.

527 Маидрос и его братья (Маглор, Дамрод и Дириэль) страдают из-за неисполненной клятвы.

Здесь, на середине последней страницы, текст заканчивается. Ниже следуют комментарии.

501 В первоначальном варианте истории о приходе Хурина в Менегрот в Повести о Турамбаре (II.114-15) он с «отрядом» или «войском» «диких эльфов» приносит сокровище Нарготронда в многочисленных мешках и ящиках, и они «бросают сокровище к ногам короля». Также и в Наброске мифологии (IV.32) «Хурин бросает золота к ногам Тингола», однако не упоминается, как именно золото было доставлено в Дориат; но в Квенте (IV.132) говорится, что «Хурин пришел к Тинголу и искал у него помощи, и слуги Тингола принесли сокровище в Тысячу Пещер (о неудовлетворительности этой версии см. IV.188). В АБ 2 (V.141) говорится, что «Хурин принес золото Тинголу». Также см. стр. 258.

503 Напротив фразы «гномы Белегоста и Ногрода нападают на Дориат» отец поставил карандашом Х и только два слова - «не могли»: т. е. гномы не могли пройти через Завесу Мелиан. Согласно более ранним источникам, магическая защита была нарушена стараниями эльфа-предателя (в Повести) или эльфов (в Наброске и Квенте), но после Квенты этот вопрос больше не поднимался. В связи с этим нужно упомянуть о странице с небрежными записями, такими, какие отец часто делал, размышляя об истории в целом, связанными с «Сагой о Турине» (например, «Нужно упомянуть о Белеге и его луке тогда, когда Турин впервые встречает его», и Турин должен предать Гвиндора - потому что этим героем, во всех отношениях человеком доброжелательным, добрым и верным, руководят эмоции, особенно гнев...»); и здесь же написано, хотя и вне всякой связи, следующее:

В Дориат не могло войти вражеское войско! Нужно каким-то образом продумать вариант о том, как Тингола выманили или заставили вести войну за пределами королевства, и там он был сражен гномами. Затем Мелиан уходит, и гномы разрушают Дориат, не защищенный завесой.

Слова «не могли» могли также относится к записи за 503 год в Повести лет одновременно с этим.

История о Келегорме и Куруфине, которые устроили гномам засаду у «бродов Аскара» повторяется без изменений - она та же, что и в версии С (стр. 348). Там есть ссылка на похожий вариант (только там это был Карантир, а не Келегорм и Куруфин) в тексте «О Галадриэль и Келеборне», написанном после Властелина колец. Он был опубликован в Неоконченных сказаниях как «пересказ», причем были выбраны те моменты, которые подходили по тематике к этому разделу книги; и в фрагменте (стр. 235), в котором говорилось, что Келеборн не любил гномов, и никогда не мог простить им разрушения Дориата («забыв о роли Моргота (приведшего в ярость Хурина) и собственной вине Тингола»), отец предполагает (а не утверждает), что участие в нападении принимали только гномы Ногрода, и что они «почти все были перебиты Карантиром».

Однако, как оказалось, это не было его окончательной точкой зрения. В письме за 1963 год (Письма, №247, стр. 334) он пишет, что мог «предвидеть» одно из событий Древних Дней, в котором принимали участие энты:

Это было в Оссирианде... Берен и Лутиэн жили там некоторое время после возвращения из мертвых. Берен более не появлялся среди смертных, за исключением одного раза. Он перехватил армию гномов, спускавшихся с гор, которые ограбили королевство Дориат и сразили короля Тингола, отца Лутиэн, и несли большую добычу, включая ожерелье Тингола с вправленным в него Сильмариллом. И была битва у брода через одну из Семи Рек Оссира, и Сильмарилл был возвращен... Кажется ясным, что Берену, у которого не было войска, помогли энты - и это не способствовало дружбе между энтами и гномами.

Тут необходимо отметить, что снова появляется старый вариант истории о том, что гномы забрали Наугламир из Менегрота.

Под -лориэль в слове Ратлориэль отец написал карандашом: лорион (первоначальным вариантом названия этой реки был Ратлорион), но затем он это вычеркнул и написал маллен sc. Ратмаллен (ср. Ратмалад (?) на карте, стр. 191, §69).

504 Возвращение Диора в Дориат в D 1, машинописной версии, относилось к 503 году. - В версиях В и С (стр. 346-7) Мелиан приносит Сильмарилл Берену и Лутиэн в Оссирианд и затем отправляется в Валинор, и об этом же говорится в D 1 (стр. 350). В цитируемой записи в D 2, год спустя, снова говорится, что Мелиан ушла в Валинор, и предполагается, что она была в Дориате, когда туда пришел Диор; ср. с примечанием, которое цитируется на стр. 350: «Диор ... появляется в Дориате после того, как тот был разрушен, и Мелиан его радушно принимает его». Это тот же вариант, что и в АБ 1 (IV.307) и АБ 2 (V.141-2). Но поскольку записи очень сжатые, точно в этом быть уверенным нельзя.

506-507 Оссир: Оссирианд. - О тщетных поисках Маидросом Элруна и Элдуна см. стр. 349, год 511.

Госпожа Линдис: жена Диора всюду упоминается как Линдис (см. стр. 257). Фраза «Оттуда, узнав о слухах, она бежит в гавани Сириона» вероятно означает, что Линдис услыхала о том, что те, кто спасся после падения Гондолина, достигли Гаваней (событие, записанное в этом тексте под 511 годом).

510 История о том, что месторасположение Гондолина было раскрыто Морготу Маэглином, была впоследствии изменена: см. стр. 272-3 и примечание 30.

511 Ср. Квента (IV.152): «казалось им, что в драгоценном камне заключен дар блаженства и исцеления, которые снизошли на их дома и их корабли»; то же самое говорится и в АБ 2 (V.143).

512 То, что «Маидрос нарушает клятву», было зафиксировано в АБ 2 (V.142); в этой и в последующих записях отец очень близко следовал этому тексту (D 2 весь основывается на нем).

525 Является примечательным предположение, что Воронве сопровождал Туора и Идрил в их путешествии на Запад. Он (Бронвег / Воронве) был сначала спутником Эарендила (IV.38, 150). Ср. Слова Туора, обращенные к нему в более поздней Повести о Туоре (Неоконченные сказания, стр. 33): «далеко от Тени уведет тебя твоя долгая дорога, и надежда твоя вернется к Морю».

Было бы интересно узнать, когда была написана заключительная часть рукописи D 2. Похоже, что она, вместе с некоторыми из исправлений и дополнений, внесенными в эту рукопись, принадлежит к ранним записям, особенно в том, что касается истории Турина, и тут можно предположить, что эти записи относятся к периоду, когда отец работал над Нарн. Но это не точно; и если это так, примечательным является тот факт, что основой для этих записей послужили ранние, написанные еще до Властелина Колец, анналы.

Примечание к 22 главе «Разрушение Дориата» в опубликованном «Сильмариллионе».

Кроме ряда незначительных деталей в неопубликованных фрагментах текстов и примечаний, все то, что отец когда-либо писал на тему о разрушении Дориата, известно: это первоначальная версия, рассказанная в Повести о Турамбаре (II.113-15) и Повести о Науглафринге (II..221), Набросок мифологии и Квента (IV.132-4, вместе с комментарием 187-91), а также небольшое количество сведений, которые можно почерпнуть из Повести Лет и нескольких поздних ссылок (см. особенно стр. 352-2). Если сравнить эти материалы с историей, изложенной в Сильмариллионе, то сразу видно, что последняя претерпела значительные изменения, и что некоторые существенные моменты в ней не имеют никакого обоснования в записях отца.

Что касается старого варианта, то там было несколько очевидных проблем. Если бы отец вернулся к этому вопросу, он бы, несомненно, нашел другое решение, чем то, которое было изложено в Квенте: как сокровище Нарготоронда попало в Дориат? В этом варианте проклятие, которое Мим наложил перед смертью на золото, «легло на них. Все спутники Хурина умерли или полегли в ссорах по дороге; но Хурин пришел к Тинголу, и искал у него помощи, и слуги Тингола перенесли сокровище в Тысячу Пещер». Как я говорил в IV.188, «этот жест теряет смысл, если Хурин посылает короля за золотом, из-за которого тот впоследствии будет унижен». Мне кажется более вероятным (но это только предположение) что отец намеревался убрать упоминание об изгнанниках из старого варианта Повести (II.113-15, 222-3), как о тех, кто нес сокровище (но оставить жестокую битву между ними и эльфами Тысячи Пещер): в отрывочных записях в конце Странствий Хурина Асгон и его спутники вновь появляются после несчастья в Бретиле и идут вместе с Хурином в Нарготронд (стр. 306-7).

Как бы отец поступил с поведением Тингола по отношению к гномам, нельзя сказать. Эта история была изложена целиком только однажды, в Повести о Науглафринге, в которой поведение Тинвелинта (предшественника Тингола) совершенно отличается от последующей концепции поведения короля (см. II.245-6). В Наброске не упоминается ничего, кроме того, что гномы «были изгнаны, не получив платы», тогда как в Квенте «Тингол ... поскупился с обещанным вознаграждением за их работу; и были сказаны между ними обидные слова, и в палатах Тингола произошла битва». Кажется, в более поздних текстах (во всех версиях Повести Лет употребляется одна и та же фраза: «Ссора Тингола с гномами») нет ни ключа, ни намека на это, если только не усмотреть его в словах из текста Галадриэль и Келеборн на стр. 353: Келеборн в своих взглядах на разрушение Дориата игнорировал роль, сыгранную Морготом и «собственную вину Тингола».

Похоже на то, что в Повести Лет отец не решил окончательно вопрос, как войско гномов проникло в Дориат через Завесу Мелиан, но приписка «не могли» напротив этого места в версии D показывает, что по этой причине он считал невозможным ход событий таким, каким он его описал. В другом месте он набросал возможное решение (см. там же): «Нужно каким-то образом продумать вариант о том, как Тингола выманили или заставили вести войну за пределами королевства, и там он был сражен гномами. Затем Мелиан уходит, и гномы разрушают Дориат, не защищенный завесой».

В истории, изложенной в Сильмариллионе, изгнанники, которые отправились с Хурином в Нарготронд, не упоминаются, так же, как и проклятие Мима; и единственное сокровище, которое Хурин приносит из Нарготронда - это Наугламир, который, как здесь предполагается, был сделан гномами для Финрода Фелагунда, и который тот ценил больше всех других сокровищ Нарготронда. Хурин предстает здесь наконец-то освободившимся, после встречи с Мелиан в Менегроте, от заблуждений, в которые ввел его Моргот. Гномы, которые вправили Сильмарилл в Наугламир, делали в Менегроте и другие работы, и Тингола убили они; власть Мелиан была снята с Нелдорета и окрестностей, и Мелиан исчезла из Средиземья, оставив Дориат незащищенным. Засада и поражение гномов у Сарн Атрад снова приписываются Берену и Зеленым эльфам (согласно письму отца за 1963 год, которое цитируется на стр. 353, где он, однако, пишет, что «у Берена не было войска»), и, следуя тому же источнику, вводятся энты, «Пастухи деревьев».

Эта история не была задумана легко и просто, а была результатом длительных экспериментов с альтернативными версиями. В этой работе основную часть выполнил Гай Кей, и написанное мною появилось в значительной мере благодаря нашим с ним беседам. Было и остается очевидным, что этот шаг отличался от всех других моих «манипуляций» с текстами, написанными отцом, в ходе подготовки книги: даже в случае с историей о падении Гондолина, к которой отец никогда не возвращался, кое-что могло быть домыслено без внесения радикальных изменений в повествование. В то время мне казалось, что в истории о разрушении Дориата в ее существующем виде были элементы, совершенно несовместимые с замыслом «Сильмариллиона», и что я стоял перед неизбежным выбором: отбросить эту идею, либо изменить всю историю в целом. Сейчас я думаю, что это была ошибочная точка зрения, и что несомненные трудности могли и должны были быть преодолены без того, чтобы я в такой значительной степени не превысил свои редакторские функции.

Источник:
http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet … ears.shtml