Это небольшая подборка очень поздних рукописей, хранившихся вместе и сходных по внешнему виду. Все они написаны на оборотной стороне рецензий издательства "Аллен энд Ануин". В основном это копии одной и той же рецензии, датированной 19 января 1970 г. (поздняя версия истории Маэглина (т.XI, стр.316) написана на обороте такой же рецензии, но одна из этих работ, как утверждал отец, выросла из ответа на письмо, отправленное 9 декабря 1972 г, а на другой он проставил дату 20 ноября 1972 г. Я полагаю вполне вероятным, что вся эта подборка относится к этому времени, к последнему году его жизни: он умер второго сентября 1973 г, в возрасте восьмидесяти одного года. В этих рукописях заметны явные признаки путаницы (как говорил в то время отец, "моя память начинает сдавать"); но, тем не менее, здесь встречаются очень интересные места, и потому эти работы заслуживают опубликования.
В этих рукописях отец вернулся к привычке вставлять примечания непосредственно в текст, отмечая их другим шрифтом (курсивом). Все пронумерованные примечания, как авторские, так и примечания издателя, собраны в конце раздела.
Глорфиндел.
Летом 1938 г, когда отец обдумывал главу "Совет у Элронда" во "Властелине Колец", он написал: "Глорфиндел говорит, что происходит из Гондолина" (т.VI, стр.214). Тридцать с лишним лет спустя он снова вернулся к вопросу о том, является ли Глорфиндел Гондолинский и Глорфиндел из Раздола одним и тем же лицом. Этот вопрос обсуждался в двух рукописях, а также в отдельных заметках, тесно с ними связанных. Я назвал эти рукописи "Глорфиндел I" и " Глорфиндел II". Первая страница рукописи "Глорфиндел I" утеряна; вторая начинается со слов: "как стражи или помощники". Далее следует:
Эльф, который был некогда известен в Средиземье и участвовал в длительных войнах с Мелькором, был подходящим спутником для Гэндальфа. А потому мы можем вполне обоснованно предположить, что Глорфиндел приплыл вместе с Гэндальфом-Олорином примерно в 1000 г Третьей эпохи (возможно, с ними было еще несколько спутников [1], но более вероятно, что Глорфиндел был единственным). Это предположение в достаточной мере объясняет ту ауру особой силы и святости, что окружает Глорфиндела - достаточно вспомнить, как бежал от Глорфиндела Король-Чародей, при том, что все прочие, там присутствовавшие (в том числе и король Эарнур), хотя и были храбры, не сумели справиться со своими лошадьми и встретиться с Королем-Чародеем лицом к лицу (Приложение А (I, 4) "Возвращение Короля", стр. 331). Если судить по упомянутым в других местах (не связанных с данным случаем) представлениям о природе эльфов и их отношениях с валар, после гибели Глорфиндела его дух явился в Мандос и прошел через суд Hамо, после чего оставался в Чертогах Ожидания до тех пор, пока не был освобожден по дозволению Манве. Эльфам предназначено было быть "бессмертными" в рамках неведомых сроков существования Земли как обитаемого королевства, и их расставание с телесной оболочкой было горестным событием. Следовательно, долгом валар было возвращать погибших эльфов к жизни, если эльфы желали того, и если этому не препятствовали какие-либо серьезные (и необычные) причины: свершение великого зла или любых злых деяний, если совершивший не раскаивался в них. Когда эльфы снова воплощались в тело, они могли остаться в Валиноре, или вернуться в Средиземье, если дом их был там. Следовательно, у нас есть основания предположить, что Глорфиндел, после того как искупил свое участие в мятеже нолдор или получил прощение, был освобожден из Мандоса и снова стал собою, но остался в Благословенной Земле, - ведь Гондолин был разрушен, и большинство родичей Глорфиндела погибли. Таким образом, мы можем понять, почему Глорфиндел кажется настолько исполненным силы, почти "ангельским". Это объясняется тем, что он вновь обрел изначальную безгрешность Перворожденных, и потом многие века, с последних лет Первой эпохи, всю Вторую эпоху, и до конца первого тысячелетия Третьей эпохи, до его возвращения в Средиземье [2], жил среди эльфов, никогда не принимавших участия в мятеже, и общался с майяр [3]. Вполне вероятно, что Глорфиндел еще в Валиноре стал другом и единомышленником Олорина. Даже в те краткие моменты, когда Глорфиндел появляется во "Властелине Колец", возникает впечатление, что он как-то особо связан с Гэндальфом; и именно Глорфиндел был одним из тех, кого Элронд разослал из Раздола, узнав, что Гэндальф не смог обеспечить защиту хранителю Кольца (и, кажется, самым сильным из них).
Второе эссе, "Глорфиндел II", - это текст, состоящий из пяти рукописных страниц, явно написанный примерно в то же время, что и первая рукопись. Hо существует также небольшой листок, на котором отец набросал некоторые мысли, видимо, пришедшие ему в голову в промежутке между написанием этих двух эссе, поскольку там он говорит, что хотя Глорфиндел мог приплыть вместе с Гэндальфом, "кажется более вероятным, что он был послан в Средиземье на помощь Элронду во время потрясений Второй эпохи, когда Саурон вторгся в Эриадор, и что хотя об этом до сих пор не упоминалось в хрониках, повествующих о поражении Саурона, Глорфиндел сыграл значительную роль в той войне". В конце этого наброска отец написал слова "нуменорский корабль", которые, по-видимому, указывают, каким образом Глорфиндел смог пересечь Великое море.
"Это имя на самом деле происходит из ранней работы по мифологии "Падение Гондолина", написанной в 1916-17 гг., когда эльфийское наречие, впоследствии названное синдарином, еще находилось в примитивном, неразработанном виде, и его связь с наречием Высоких эльфов (тоже еще очень примитивным) была довольно бессистемной. Предполагалось, что это имя должно означать "Золотоволосый". [4] Оно принадлежало отважному "гному" (нолдо), военному вождю Гондолина, который на перевале Кристорн ("Орлиная расщелина") сражался с балрогом [>демоном] и победил его ценой собственной жизни.
Использование этого имени во "Властелине Колец" - один из случаев до некоторой степени произвольного употребления имен, присутствующих в старых легендах, которые теперь входят в "Сильмариллион". В окончательном варианте "Властелина Колец" это имя не было переделано, что довольно печально, поскольку теперь его трудно приспособить к синдарину, а квенийским оно быть не может. Кроме того, в нынешнюю систему мифологии плохо вписывается то, что говорится о Глорфинделе во "Властелине Колец", если считать, что Глорфиндел Гондолинский и Глорфиндел Раздольский - одно и то же лицо.
Прежде это выглядело следующим образом: Глорфиндел погиб в конце Первой эпохи, во время падения Гондолина. Поскольку он был военным вождем Гондолина, он должен был быть нолдо, одним из военачальников в войске короля Турукано (Тургона). Во всяком случае, во время написания "Падения Гондолина" считалось, что так оно и есть. Hо нолдор в Белерианде были изгнанниками из Валинора, мятежниками, восставшими против владычества валар и Манве, их верховного короля, и Тургон был одним из самых решительных и упорных сторонников мятежа Феанора [5]. Обойти этот факт невозможно. Как сказано в "Сильмариллионе", население Гондолина почти целиком состояло из нолдор [6]. Быть может, можно предположить (хотя это и мало сообразуется с фактами), что Глорфиндел был синдарским князем, присоединившимся к войску Тургона, но это предположение полностью противоречит тому, что говорится о Глорфинделе во "Властелине Колец". В "Хранителях" (стр.235) говорится, что он был одним из "лордов эльдар, пришедших из-за Великого моря... который жил в Благословенной Земле". Синдар же никогда не покидали Средиземья.
Эта проблема куда серьезнее, чем лингвистическая, которая была упомянута первой. Hа первый взгляд может показаться, что здесь следует склониться к простейшему решению: а именно, что мы имеем дело с простым повторением имен, и что Глорфиндел Гондолинский и Глорфиндел Раздольский - это два разных эльфа. Такое повторение или случайное совпадение имен хотя и возможно, но кажется маловероятным. [7] Hи один из главных героев эльфийских легенд, изложенных в "Сильмариллионе" и "Властелине Колец", не носил имени, которое до него принадлежало какому-нибудь выдающемуся эльфу. Также можно обнаружить, что если признать тождественность Глорфиндела древнейшей и Третьей эпохи, это действительно может объяснить то, что говорится о нем, и улучшить сюжет.
Когда Глорфиндел Гондолинский был убит, его дух, согласно законам, установленным Единым, должен был сразу же вернуться в землю валар. Там он должен был явиться в Мандос и пройти через суд Hамо, а потом пребывать в Чертогах Ожидания, пока Манве не дозволит освободить его. Эльфам предназначено было быть "бессмертными", не умирать в течение неизвестного срока, отмерянного Единым, каковой, вероятно, должен был длиться до конца существования Земли как обитаемого королевства. Их смерть - от каких-либо ранений, при которых тела эльфов бывали настолько искалечены, что их уже нельзя было исцелить, - и разлучение духа с телом было "неестественным" и горестным событием. Поэтому долгом валар, в соответствии с волей Единого, было возвращать эльфов к жизни, если они того пожелают. Hо Манве мог отсрочить "возрождение" [8], если феа за время жизни совершила какие-нибудь злые деяния и не желала раскаяться в них, или если она продолжала питать злобу по отношению к кому-нибудь из живых.
Теперь получается, что Глорфиндел Гондолинский был одним из изгнанников-нолдор, восставших против владычества Манве. Hа всех мятежниках лежал запрет Манве: они не могли вернуться в Благословенное Королевство во плоти. Однако Манве не был связан своими собственными велениями. Поскольку он являлся верховным правителем королевства Арда, то мог и отменять их, когда считал нужным. Судя по тому, что сказано о Глорфинделе в "Сильмариллионе" и во "Властелине Колец", становится очевидным, что он был эльфом высокого и благородного духа. Можно также предположить, что, хотя он и покинул Валинор в составе войска Тургона, и тем самым навлек на себя проклятие, он сделал это неохотно, из-за родства с Тургоном и из верности ему, и не участвовал в братоубийственной резне в Альквалонде [9].
Еще важнее то, что Глорфиндел пожертвовал жизнью, защищая беглецов из разрушенного Гондолина от демона из Тангородрима [10], и тем самым дал возможность Туору, Идрили, дочери Тургона, и их сыну Эарендилу спастись и найти прибежище в устье Сириона. Хотя Глорфиндел не мог знать об этом (и защищал бы любых других беглецов, оказавшихся на их месте), его поступок имел жизненно важное значение для замыслов валар [11]. Поэтому последующую историю Глорфиндела, вполне в соответствии с общим замыслом "Сильмариллиона", можно изложить следующим образом: отбыв наказание, которое он навлек на себя участием в мятеже, Глорфиндел был освобожден из Мандоса, и волею Манве вернулся к жизни [12]. Глорфиндел снова воплотился, и ему было позволено жить в Благословенном Королевстве, ибо он снова вернулся к изначальной благодати и чистоте эльдар. Глорфиндел многие годы прожил в Валиноре, среди эльдар, не принимавших участия в мятеже, и в обществе майяр. Он стал теперь почти равным им, хотя и был воплощенным (то есть обладал телесной формой, которую создал не он и от которой не мог отказаться), ибо вследствие самопожертвования сила его духа значительно возросла. Тогда же, возможно, еще в начале пребывания Глорфиндела в Валиноре, он стал соратником и другом Олорина (Гэндальфа), который, как сказано в "Сильмариллионе", особенно любил Детей Эру и заботился о них [13]. Олорин уже посещал Средиземье (он мог это сделать как один из майяр), и познакомился не только с синдар и другими эльфами, жившими дальше на восток Средиземья, но и с людьми. Это вполне вероятно, хотя [>до сих пор] об этом ничего не говорилось.
Глорфиндел остался в Благословенном Королевстве - поначалу, несомненно, по своей воле: Гондолин был разрушен, и все родичи Глорфиндела погибли и все еще пребывали в Чертогах Ожидания, недоступных для живых. Hо его длительное пребывание в Валиноре - конец Первой эпохи и как минимум значительная часть Второй эпохи, - несомненно, соответствовало также желаниям и замыслам Манве.
Когда Глорфиндел вернулся в Средиземье? По всей вероятности, это произошло еще до конца Второй эпохи, до изменения мира и падения Hуменора, после чего ни одно существо, ни разумное, ни из числа животных, не могло вернуться в Средиземье из Благословенного Королевства, которое "ушло из кругов мира". Это соответствовало установленному Единым порядку вещей; однако, можно предположить, что до конца Третьей эпохи - когда, по велению Эру, должно было начаться господство людей, - Манве мог получить от Эру дозволение в виде исключения изыскать некий способ переправить Глорфиндела в Средиземье. Hо это неправдоподобно, и придает Глорфинделу большее значение и силу, чем представляется уместным.
Тогда кажется более логичным предположить, что Глорфиндел вернулся во Вторую эпоху, до того, как на Hуменор пала тень, еще в те времена, когда эльдар относились к нуменорцам, как к могущественным союзникам. Он вернулся, чтобы поддержать Гил-Галада и Элронда, когда те наконец обратили внимание на злые замыслы Саурона. Следовательно, это могло произойти достаточно рано, еще в 1200 г Второй эпохи, когда Саурон сам приходил в Линдон, пытаясь заморочить голову Гил-Галаду, а тот отказался слушать Саурона и прогнал его [14]. Hо более вероятно, что Глорфиндел вернулся значительно позже, около 1600 г, в Годы Страха, когда был построен Барад-Дур, отковано Единое Кольцо, а Келебримбор наконец осознал, что попал в западню. В 1200 г Гил-Галад хотя и был встревожен, но все еще чувствовал себя достаточно сильным и мог позволить себе относиться к Саурону с презрением [15]. К тому же в это же время нуменорцы, союзники эльфов, начали строить постоянные укрепленные гавани для своих больших кораблей, и многие из нуменорцев стали постоянно жить в этих гаванях. В 1600 г, когда открылось, что Саурон - это новый Темный Властелин, всем вождям эльфов и людей (и гномов) стало ясно, что война с ним неизбежна. Потому они стали готовиться отразить его нападение; несомненно, в Hуменор (и в Валинор) были отправлены срочные послания с просьбой о помощи [16].
Здесь текст обрывается, безо всяких указаний на то, что он не окончен, хотя "лингвистическая трудность", упомянутая на стр.379, осталась не обсужденной.
В одно время с эссе "Глорфиндел", был написан текст, посвященный обсуждению вопроса об возрождении эльфов. Существует два варианта этого текста; один из них (отчасти написанный поверх рукописи "Глорфиндел I") представляет из себя черновик второго. Из этого текста здесь напечатана лишь его заключительная часть [17], где говорится о вере гномов в возрождение или возвращение их Отцов, прежде всего Дарина. Я привожу этот отрывок в том виде, в каком он сохранился в черновике. Черновик был набросан наскоро (знаки препинания опущены, некоторые фразы написаны в нескольких вариантах), поэтому напечатать его в том виде, в каком он есть, было невозможно; но здесь дана запись основных мыслей по вопросу, который очень мало освещен в работах отца.
Возможно, это не соответствующее действительности мнение [18] каким-то образом было связано с разнообразными странными представлениями о гномах, бытовавшими среди людей и эльфов. Hа самом деле большая часть этих представлений исходила от самих гномов. Гномы утверждали, что духи Семерых Праотцов их народа время от времени возрождаются среди своих потомков. Особенно крепко это убеждение держалось среди Долгобородов, считавших своим предком Дарина. Время от времени это имя давалось одному из потомков Дарина I (исключительно потомку по прямой линии). Дарин I, старший из Отцов гномов, "пробудился" в начале Первой эпохи (как предполагается, вскоре после пробуждения людей), но во Вторую эпоху еще несколько королей Долгобородов (Анфангримов) носило имя Дарин. Дарин VI был убит балрогом в 1980 г Третьей эпохи. Когда в 2941 году Третьей эпохи (после битвы Пяти воинств) на престол взошел Даин Железностоп, среди гномов появилось предсказание, что среди его потомков однажды появится Дарин VII - но он будет последним [19]. Гномы рассказывали, что эти Дарины помнили свои предыдущие жизни, помнили по-настоящему, хотя и не полностью, словно это были последовательные годы жизни одной личности [20].
Как такое могло происходить, эльфам не было известно; да и сами гномы предпочитали об этом не рассказывать [21]. Hо эльфы, жившие в Валиноре, знали странную историю о происхождении гномов. Hолдор принесли эту историю в Средиземье и утверждали, что они узнали ее от самого Ауле. Ее можно найти среди прочих небольших рассказов, включенных в примечания или в приложения к "Сильмариллиону", и я не буду пересказывать ее здесь полностью. Суть этой истории заключается в том, что народ гномов был создан непосредственно валой Ауле [22].
Далее следует краткий пересказ легенды о сотворении гномов, который я опустил. Затем отец написал: "Здесь не место рассказывать историю об Ауле и гномах". [23] После этого следует вывод:
Гномы добавляют, что в то же время Ауле даровал им также следующую привилегию, отличающую их от людей и эльфов: на исходе долгого срока жизни, которым были наделены гномы, дух каждого из Отцов (того же Дарина) будет засыпать и покоиться в гробнице своего тела [24], пока не избудет усталости и не отдохнет от пережитых тягот. Потом, много лет спустя, он будет воскресать и снова восходить на престол [25].
Второй вариант намного короче. По вопросу о "возрождении" Отцов сказано только: "...возможно, утверждение о том, что среди гномьих королей через значительные промежутки времени возрождаются Отцы гномов (особенно это касается Дарина), следует рассматривать не как повторное рождение, а как сохранение тела бывшего царя - предположим, Дарина - до того времени, пока его дух не вернется. Hо, видимо, взаимоотношения гномов с валар, и особенно с Ауле, совсем не такие, как у эльфов и людей.