10. Язык.
Родным языком нумэнорцев был адунайк, происходящий от талиска, древнего наречия людей. На этом наречии люди говорили еще до встречи с эльфами-нолдор в Бэлэрианде. Позже, под влиянием эльфов, люди Дома Бэора в обыденной речи перешли на синдарин, но не забывали и своего родного языка (ГЛ). Дом Мараха же пользовался в основном своим собственным языком, то же можно сказать и о халадин (АЭ).
На Западе Нумэнора, там, где основное население составляли потомки бэорингов, синдарин знали и знать, и простой народ, и это был обычный разговорный язык. В других частях Нумэнора люди предпочитали говорить на адунайке, хоть все знатные люди обязательно знали и синдарин, и в знатных домах он был вторым разговорным языком. Простые люди также знали синдарин, но разговорным все равно оставался адунайк. Хотя синдарин постепенно отдалялся от исходного языка и становился диалектом, в Нумэноре по крайней мере знатные и ученые люди сверяли его, контактируя с эльдар Эрэссэа и Линдона (АЭ).
Квэнья не был в Нумэноре разговорным языком. Его знали лишь ученые и семьи очень знатного происхождения, в которых его учили в самом раннем возрасте. Он использовался в документах, которые предназначены были для долгого сохранения, в Законах, например, а также в Свитках и Анналах Королей, и часто - в ученых книгах. Широко использовался он также в наименованиях: официальные названия всех частей, областей и мест в Нумэноре были квэнийскими (хотя часто были у них также и местные названия, как правило обозначавшие то же самое, но на синдарине или адунайке). Имена личные, особенно официальные и публичные, всех членов королевского дома и Ветви Эльроса обычно также давались на квэнья. На квэнья могли даваться имена и особо прославленным людям Нумэнора (АЭ, ВК(Е)).
Со времен Тар-Атанамира Великого адунайк стал играть все большую роль в жизни нумэнорцев. Люди Острова не хотели говорить на языке эльфов и не учили ему своих детей. Особенно усердствовали Люди Короля, Верные же продолжали говорить на синдарине. Во времена Тар-Калмакиля (годы правления - 2737-2825 В.Э.) имя Короля впервые было произнесено на адунайке, и люди звали его Ар-Бэлзагаром. Ар-Адунахор же первым взял себе тронное имя на адунайке. В годы правления Ар-Адунахора эльфийские языки по большей части уже вышли из обыденного употребления, к тому же Король наложил запрет на их изучение. Лишь Верные втайне продолжали учить им. Государь Ар-Гимилзор (годы правления - 3102-3177 В.Э.) окончательно запретил использование эльфийских языков. Государь Тар-Палантир впервые после долгого перерыва взял себе тронное имя на квэнья и разрешил вновь употребление эльфийских языков. Но при Ар-Фаразоне обычай именовать Королей на квэнья вслух был опять оставлен (РЭ).
Как уже было сказано выше, в Скрижали имена Королей заносились на квэнья, в поздние дни - уже исключительно из-за суеверия (СА).
11. Отношения с другими народами.
Первые плавания нумэнорцев в Средиземье начинаются в 600 году В.Э. Нумэнорцы не оставались на материке надолго и не основывали постоянных поселений (ВК(Б)).
Первая нумэнорская гавань была основана Алдарионом между 750 г. В.Э. и 800 г. году В.Э. в устье реки Гватло, называлась гавань Виньялондэ ("Новая Гавань") (АЭ). Это была гавань без поселения, нумэнорцы заходили в нее, не оставаясь надолго. Гавань изначально использовалась как склад дерева и кораблестроительная верфь. Лесов в Нумэноре не хватало, леса же в Средиземье по берегам Гватло были весьма обширны, и река в древности называлась Гват-хир или Гватир, "тенистая река", из-за больших деревьев, накрывавших тенью ее берега. Позже нумэнорцы поднялись выше по реке и обнаружили обширные болота, расположенные в слиянии рек Гландуина и Митэйтэль. Болота нумэнорцы называли синдаринским словом "ло" (раннее "лога", от корня "лог" со значением "мокрый, влажный, топкий"); и поначалу они думали, что лесная река вытекает из этих болот, так как Митэйтэль с ее притоком Бруинэном и полноводный Гландуин, сбегавшие с северных гор, были им еще не известны. Поэтому название "Гватир" изменили на "Гватло", "тенистая река, вытекающая из болот" (ИГК).
Земли, через которые протекала Гватло, разделяя их, были по большей части равнинными, нумэнорцы называли их Минхириат ("междуречье" Барандуина и Гватло) и Энэдвайт ("Срединный край"). Вся эта местность была покрыта густыми лесами, кроме болот в слиянии рек Галандуин и Митэйтэль. Алдарион построил в устье Гватло гавань и принялся рубить леса, но постоянного нумэнорского поселения в Виньялондэ не было. В связи с этим Виньялондэ постоянно разрушалась и ее приходилось чинить во время каждого захода нумэнорских кораблей. Страдала гавань и от набегов местных жителей, предков дунлендингов. После смерти Тар-Алдариона Виньялондэ оказалась на сотню лет заброшенной, но затем работы в гавани и рубка лесов в окрестностях возобновились. Во время Эрэгионской Войны, когда в Средиземье прибыл нумэнорский флот (1700 г. В.Э.), Виньялондэ уже была небольшим, но надежным оплотом жителей Острова на материке. Гватло - одно из немногих географических названий Средиземья, которые были известны не только мореходам, но и всем остальным нумэнорцам. Оно было переведено на адунаик: на этом языке Гватло называлась "Агатуруш". Впоследствии гавань Виньялондэ стали называть Лонд Даэр Энэд, Великая Срединная Гавань. Называлась она так потому, что располагалась меж Линдоном на севере и Пэларгиром в устье Андуина (ИГК).
Лонд Даэр была главной верфью и гаванью Нумэнора в Срединных Землях (ИГК, ГЛ) , но, скорее всего, она не была настоящим "поселением" - в том смысле, что вряд ли кто-нибудь из людей Нумэнора переселился в Лонд Даэр, чтобы жить там постоянно [10]. По сравнению с гаванями самого Нумэнора, Лонд Даэр, несмотря на свое название, видимо, была относительно невелика (она даже называется "маленькой") [11]. Дунэдайн, живших в гавани и фортах, до Эрэгионской войны было немного (переправу через Тарбад удерживал только "небольшой отряд") (ИКГ).
Из других старых нумэнорских поселений на севере известен Тарбад. Это, пожалуй, второй известный по древности порт нумэнорцев в Средиземье. Для его постройки нумэнорцам пришлось осушить болота и проложить гати. Время возникновения Тарбада точно не известно. Впоследствии, в Третью Эпоху, там после долгих трудов был построен порт, способный принимать морские суда, а для охраны некогда прославленного Тарбадского моста на обоих берегах возвели две крепости на огромных дамбах (ИГК).
Нумэнорцы также возвели ряд фортов реки Гватло. Они были построены, вероятно, в преддверии Эрэгионской войны.
Цепь фортов вдоль Гватло, вероятно, доходила до Тарбада. Когда был построен Тарбадский мост, и когда Тарбад стал городом - в точности неизвестно. Вплоть до Тарбада Гватло была судоходной, и по ней могли подниматься даже большие морские корабли (ИГК).
Как уже было сказано, нумэнорцы поначалу не селились в Средиземье. Постоянные поселения нумэнорцы стали основывать сначала на севере, а затем и на юге Средиземья, начиная с 1800 года (ВК(Б)).
Поселение Пэларгир было основанно в 2350 году В.Э в устье Андуина. Это была крупнейшая гавань и поселение Верных нумэнорцев. Некоторая часть нумэнорцев оседала также на побережье Бэльфаласа, в непосредственной близости к гавани Лесных эльфов. В Пэларгире и в Бэльфаласе, а также от Пэларгира до Линдона жили по большей части Верные нумэнорцы, избегавшие гонений на Острове (ВК(А), ГЛ).
Около 2280 года В.Э. строится крепость Умбар, важнейшая колония нумэнорцев на юге. Умбар всегда служил опорой нумэнорцев в Хараде, через него осуществлялись контакты между северными и южными колониями нумэнорцев. В честь победы Ар-Фаразона над Сауроном (3261 г. В.Э.) в Умбаре была воздвигнута колонна из белого камня с хрустальным шаром на вершине, собиравшем солнечный и лунный свет. Позже, во времена возвышения Саурона, эта колонна была разрушена. В Умбаре жили по большей части Люди Короля, и многие из них поддались соблазнам Саурона, их называли впоследствии "черными нумэнорцами". После Низвержения жители Умбара противостояли Элэндилю Высокому и его потомкам (ВК(А)).
После 1800 года множество гаваней было построено как на севере, так, в основном, и на юге Средиземья (РЭ, СА, ВК).
После Войны Гнева Средиземье оказалось в запустении, многие ремесла и земледелие были забытыми. Прислужники Моргота захватывали власть над дикарскими племенами и устанавливали тирании, по дремучим лесам водились во множестве дикие звери, на людей нападали уцелевшие твари Моргота и драконы. Нумэнорцы, явившись во всем блеске богатства и мудрости, поначалу были приняты людьми за богов или детей богов Запада. Некоторые племена людей, поддерживающие контакты с эльфами, охотно встречались с нумэнорцами и также считали их своей родней. Другие боялись нумэнорцам, ибо верили, что боги Запада жестоки и враждебны к людям. В те дни нумэнорцы сходили на берег без оружия и учили людей той мудрости, что те в состоянии были воспринять. Они научили людей Средиземья кузнечному делу, земледелию, научили расчищать леса и обрабатывать древесину. Злаки, виноград, табак - вот далеко не полный перечень завезенных нумэнорцами культурных растений. Некоторые дикие племена встречали нумэнорцев не так враждебно или меняли к ним свое отношение. От тех дней сохранились предания о Морском Народе как о добрых, мудрых божествах или правителях. Однако некоторые племена, обученные нумэнорцами, перешли на сторону Саурона и его прислужников, и обратили свои умения против своих наставников с Острова (СА, ПН, АЭ, ОН, Пс № 131).
Постепенно отношение нумэнорцам к "младшим народам" начало меняться. Со времен Тар-Кирьятана (годы правления - 1869-2029 В.Э.) нумэнорцы стали жестоко относиться к жителям Средиземья, грабить и притеснять местные народы. Корабли нумэнорцев стали приходить за богатой добычей, они взимали дань со средиземцев. Особенно большими завоеваниями и поборами отличился Тар-Атанамир Великий (РЭ) . Многие нумэнорцы основали на юге сильные королевства и княжества, где становились тиранами (СА, Пс № 131) . Во времена Ар-Фаразона нумэнорцы ввели обычай поклонения Тьме и Морготу, они увозили местных жителей из родных мест и приносили их в жертву на темных алтарях или обращали в рабство. С тех дней пошли предания о жестоких завоевателях с Запада, люди стали бояться Морского Народа и прятаться при виде черных парусов на море. Старые предания о добрых правителях и учителях были забыты (ТЭ, СА, Пс № 131).
Верные же старались сохранить дружественные отношения с народами Средиземья и не грабили их так, как Люди Короля. Они старались селиться в тех местах, что были ближе к эльфам, Люди же Короля, наоборот, старались избегать таких мест (СА) . Насколько можно судить, отношения между колониями были мирными. Верные, конечно, не приносили людей в жертву Тьме и Морготу. Однако и их местные жители часто боялись, так как Верные нумэнорцы во времена Ар-Фаразона старались укрепиться на берегах Средиземья, чтобы, в случае нужды, противостоять Саурону. Они сгоняли туземцев с насиженных мест, заселяя стратегически важные пункты. При сопротивлении туземцев захвату земель нумэнорцы применяли силу (ТЭ) . В те дни нумэнорцы, даже Верные, уже не сходили беспечно на берега Средиземья безоружные, но прикрывали свои высадки стрелами из луков, так что даже неожиданные засады местных жителей не были им страшны. Такое отношение к местным жителям было оправдано тем, что они, по большей части, были прислужниками Саурона и ненавидели нумэнорцев. Но и мирные, торговые отношения сохранялись, по большей части, с людьми, родственными нумэнорцам. Впоследствии в Арноре и Гондоре, Королевствах Изгнанников, вполне мирно жили и нумэнорцы, и местные жители, которых было большинство (ВК (А), ГЛ).
Нумэнорцы подразделяли людей на три группы: Высокие (или Высшие) Люди, Средние Люди и Люди Тьмы. Высокими Людьми являлись сами нумэнорцы; Средними Людьми нумэнорцы называли всех людей, дружественно к нумэнорцам настроенных. Термин Средний Народ изначально относился к людям Эриадора, самым западным обитателям среди человечества Второй Эпохи и известным эльфам королевства Гил-Галада. Позже выяснилось, что эти люди родственны народу Бэора и народу Хадора. Людьми Тьмы назывались враждебные нумэнорцам племена, воевавшие и с нумэнорцами, и с их союзниками с фанатичной ненавистью и ненавидевшие нумэнорских "богов" (имеются в виду Валар). Деление это не учитывало культурных различий народов. Такая классификация моделировала классификацию эльфов: Высшие Эльфы (или эльфы Света) - это нолдор, изгнанники с Заокраинного Запада; Средние Эльфы - синдар, которые хотя и были родственны Высшим Эльфам, но оставались в Средиземье и не видели света Амана; и Темные Эльфы, те, кто никогда не приходили на Запад и не желали попасть в Аман. Такая классификация отличается от сделанной эльфами, о которой здесь речи нет, за исключением того, что термин "Темные Эльфы" или "Эльфы Тьмы" принадлежит эльфам, но ни в коей мере не означает зла, или подчинения Морготу; он означает только безразличие к "свету Амана" и включает в себя синдар. Тех, кто так и не пришел на Западные берега называют "Отказавшиеся" (авари). Очень маловероятно, что кто-либо из авари пришел в Бэлэрианд [12] и был известен нумэнорцам (ГЛ) . Позже нумэнорцы стали считать, что все Люди Тьмы говорят на не родственных нумэнорцам диалектах, в то время как Средние Люди - на родственных (ГЛ, ТЭ).
Итак, Средние люди жили в основном в Эриадоре и были родственны нумэнорцам. Люди Эриадора жили "простой родовой патриархальной жизнью" (Пс №154) . Они были "свободны от Тени" и сразу стали друзьями дунэдайн (АЭ), чему особенно способствовало то, что их язык был родственен нумэнорскому языку адунайку (АЭ, ГЛ).
Историю взаимоотношений нумэнорцев и предков дунлендингов - лесных племен, живших по берегам Гватло, можно назвать трагичной. В лесах Гватло жили племена людей, многочисленные и воинственные. Они жили в лесах разрозненными общинами, не имея общего вождя. Нумэнорцев они побаивались, но не враждовали с ними - до тех пор, пока вырубки леса не приняли угрожающих размеров. Тогда туземцы стали при любой возможности устраивать нумэнорцам засады, и нумэнорцы начали относиться к ним как к врагам, и принялись безжалостно вырубать леса, забыв о бережливости и не заботясь о восстановлении. Леса вырубались прежде всего по берегам Гватло, и древесину сплавляли по реке к гавани Виньялондэ; но позднее нумэнорцы проложили в лесах дороги к северу и к югу от Гватло, и оставшиеся в живых местные жители бежали из Минхириата в дремучие леса на мысу Эрин Ворн, расположенном к югу от устья Барандуина; перейти Барандуин они бы не решились, даже если бы могли, потому что боялись эльфов. Жители Энэдвайта укрылись в горах на востоке, там, где позднее находился Дунланд; они не осмелились перейти Изен и поселиться на большом полуострове между Изеном и Лэфнуи, образующем северный берег бухты Бэльфаласа (Рас Мортиль или Андраст) из-за "Бесов", как они называли народ друэдайн (ИГК).
Самое трагичное в этой истории было то, что предки дунлендингов были родичами нумэнорцев. Это были родичи народа халадин. Халадины имели свой язык, отличавшийся от языков домов Бэора и Хадора, что легли в основу адунайка. Дунлендинги были сугубо лесным народом, они не понимали значение вырубок, производимых нумэнорцами и отвечали набегами на гавани Морского Народа. Потому нумэнорцы, встретив в лесах Средиземья враждебное дикое племя, говорящее на незнакомом языке, сочли дунлендингов Темными людьми. Они отгоняли жителей леса от своих поселений и от своих кораблей, те же, в свою очередь, убегали от опустошений и лесных вырубок на юг и восток. В Эрэгионскую Войну большая часть дунлендингов воевала на стороне Саурона, и с тех пор вражда между нумэнорцами и дунлендингами не прекращалась (ГЛ).
В лесах же Гватло нумэнорцы произвели неизмеримые опустошения. В течение многих лет эти леса были главным источником древесины, не только для верфей в Лонд Даэр и в других местах, но и для самого Нумэнора. Бесчисленные корабли, нагруженные лесом, отправлялись на запад за море. Во время войны в Эриадоре эти земли подверглись еще большим опустошениям: изгнанные туземцы радовались возвращению Саурона и надеялись, что он прогонит людей из Заморья. Саурон знал, как важны для его врагов Большая гавань и верфи, и использовал туземцев, ненавидевших нумэнорцев, как шпионов и проводников. У него не хватило бы сил взять приступом крепости в Гавани и по берегам Гватло, но мелкие отряды Саурона наносили большой ущерб, поджигая леса и штабеля древесины. Когда наконец Саурон был разгромлен и бежал из Эриадора на восток, большая часть древних лесов оказалась уничтожена. Берега Гватло превратились в обширную пустошь, голую и невозделанную (ИГК).
Лесные же люди бежали из лесов Энэдвайта и смешались с людьми, которых дунэдайн называли гватуирим. Эти-то новые племена и стали называться дунлендиггами (РГ).
В горах Эрэд Нимрайс жили племена горцев. Предки горцев пришли с Востока и поселились в горах Эрэд Нимрайс (Белых Горах) в древнейшие времена (ВК(Е)) , и "вновь перешли на службу Тьме" (Д) . Скорее всего, это случилось в начале Второй Эпохи, когда "после победы Лордов Запада те люди, которые служили злу и избежали гибели, бежали обратно на восток" и явились к людским племенам Срединных Земель, "заставив их жить под тенью страха, - и стали их королями" (СА) . Но когда именно предки горцев вновь склонились ко злу - сказать трудно. Возможно, это произошло, пока они еще жили на Востоке. Однако не исключено, что горцы принадлежали к тому же народу, что и люди Минхириата и Энэдвайта (и люди Дома Халэт), - только к тем племенам, которые не пошли дальше в леса, а остались жить в горных долинах, - и перешли к Саурону уже после того, как поселились в долинах Эрэд Нимрайс. Это были "высокие люди со злыми сердцами", которые изгнали из Эрэд Нимрайс коренных жителей - друэдайн (Д).
"Они поклонялись Саурону" (ВК: V, 2) и, как и прочие Люди Тьмы, "строили храмы, иногда очень большие, обычно окруженные кольцом темных деревьев, а в горах чаще всего устраивали храмы в пещерах (естественных или вырубленных) в укромных долинах и ущельях, - вроде ужасных залов и коридоров под Горой Призраков в Дунхарроу". В конце Второй Эпохи к их королевству относились горные долины по обе стороны Эрэд Нимрайс (западнее Анориэна на севере и Ламедона на юге), но во времена Эрэгионской войны власть короля горцев, возможно, признавали и в южных долинах Хитаэглира (Туманных Гор), где жил родственный горцам народ (РГ).
Позже именно горцы стали ужасным "народом призраков", проклятье которых смог развеять лишь поход Арагорна (ВК: III, 5-8).
В Темные Года (т.е. во Вторую Эпоху) часть горцев переселилась в южные долина Хитаэглира (ВК(Е)) . Можно предположить, что их продвижение на север началось вскоре после возвращения Саурона (ок. 500 г.) и что они заняли южные долина Хитаэглира еще до основания Эрэгиона в 750 г. (поскольку южной границей Эрэгиона считалась река Гландуин (Пограничная Река), "за которой жили, по большей части, недружелюбные народы, в частности, предки дунлендингов" (ИГК) . Движение на север продолжалось в 800-1000 года, во времена плаваний Тар-Алдариона (который обнаружил, что "враждебность [к Нуменорцам] растет, и темные люди с гор проникают в Энэдвайт" (АЭ)).
Таким образом, ко времени появления первых постоянных гаваней Нумэнора в Срединных Землях (1200 г.) люди, враждебные эльфам и дунэдайн, уже занимали не только долина Эред Нимрайс, но и южные долина Хитаэглира (а некоторые, может быть, жили и в лесах Энэдвайта рядом с давно обосновавшимся здесь лесным народом), - и потому все земли по обе сторона Прохода Калэнардона оказались в руках Врага (то есть произошло именно то, чего опасался Гил-Галад) (АЭ).
Когда лесные племена, отступившие перед дунэдайн, бежали из лесов Энэдвайта, люди из долин Хитаэглира, вероятно, приняли беглецов к себе и со временем смешались с ними. Люди Гондора начала Третьей Эпохи называли этот народ гватуирим (народ Тени) (ГЛ) , но не исключено, что такое название использовалось и раньше. Люди Дунланда, потомки гватуирим, были смуглыми и темноволосыми [13] (ВК(Е)) . То был немногочисленный народ, державшийся особняком, говоривший на своем языке. Они были "стойкими и храбрыми", но боялись дунэдайн Гондора (БИ) и эльфов. Они жили в небольших поселениях в горных гленах (БИ) . В военное время они, видимо, избирали себе военного вождя, причем не обязательно из своего народа (ВК(А)) . Во Вторую Эпоху некоторые люди ушли из южных долин Хитаэглира и двинулись дальше на север. "Пройдя по пустынным землям, они в конце концов добрались до Могильных курганов (Тюрн Гортад). От них пошли люди Бри" (ВК(Е)) . Когда именно было основано поселение Бри - неизвестно, но упоминание "пустынных земель", похоже, свидетельствует о том, что это произошло после Эрэгионской войны. В любом случае, движение горских народов на север могло происходить не только по воле Врага, но и против его воли: возможно, многие бежали из Эрэд Нимрайс и Хитаэглира, спасаясь от его власти (или от власти его слуг). Впоследствии люди Бри показали себя дружелюбными про отношению к Королевствам Изгнанников.
Таким образом, на севере было множество племен, как враждебно настроенных к нумэнорцам, так и дружественных. Упоминаются также некие "люди Севера", не признававшие власти дунэдайн, но враждебные Саурону (ИГК).
На юге же обитали племена харадрим ("южан"). Это были многочисленные "свирепые племена", недружественно относящиеся к нумэнорцам. Впоследствии их возглавляли некие Хэрумор и Фуинор - нумэнорцы, преданные Саурону (СКВ) . В Третью Эпоху южные народы представляли для Гондора немалую опасность (ВК).
Кроме контактов с людьми, нумэнорцы на протяжении всей своей истории поддерживали контакты с эльфами.
Первые свои плавания нумэнорцы совершали в Линдон, к эльфам королевства Гиль-Галада. Видимо, именно к Линдону нумэнорцев приносили весенние ветра и течения моря. Они были частыми гостями в Серых Гаванях, и их там привечали (ИКГ) . Со времен своих первых плаваний Алдарион, впоследствии - Король Тар-Алдарион, стал другом Гиль-Галада. Именно Тар-Алдарион подарил Гиль-Галаду семена маллорна, которые затем проросли у Владычицы Галадриэль в Лориэне (АЭ) . Дружба с эльфами Линдона продолжалась и во время правления Тар-Минастира (1731-1869 г. В.Э.). Немного раньше, в 1700 году В.Э. Минастир отправил большой флот на подмогу Гиль-Галаду в войне с Сауроном, который имел решающее значение в этой войне. Сказано еще, что Тар-Минастир любил эльфов, но завидовал им. Со времен Тар-Кирьятана и особенно Тар-Атанамира Великого Короли Нумэнора перестали сотрудничать с эльфами, и большинство нумэнорцев последовали их примеру. Лишь Верные сохраняли былую дружбу (РЭ).
Во времена правления Тар-Атанамира прибыли "посланцы Валар", видимо, эльфы. Они беседовали с Королем и всеми, кто пожелал их слушать, но немногие вняли их речам (СА).
В Средиземье нумэнорцы сталкивались в основном с эльфами Линдона и с фалмари, эльфами Кирдана Корабела. Однако они, по крайней мере, знали о существовании Лесных эльфов и королевства Амрота. Эльфы Средиземья, по всей видимости, никогда сами не плавали в Нумэнор (ИГК).
Эльфы Тол Эрэссэа, напротив, сами плавали к нумэнорцам, жители Острова же не могли попасть на Эрэссэа из-за Запрета. Эльфы Эрэссэа приплывали к западным берегам Нумэнора, в гавань Эдальлондэ и в Андуниэ. Они привозили с Эрэссэа различные вещи, так же древние предания и песни. Встреча нумэнорца с эльфом на западных берегах Осторва не была чем-то необычным. Известно, что эльфы с Эрэссэа были на свадьбе у Алдариона и Эрэндис (АЭ) . Охлаждение отношений наступило при Тар-Атанамире. В его дни люди стали проявлять враждебность к Валар и к эльфам. Эльфы с Эрэссэа стали все реже приплывать к Нумэнору. В годы правления Ар-Адунахора (2899-2962 г. В.Э.) корабли эльфов приплывали в Нумэнор совсем редко и тайно, ради тех Верных, что еще хранили дружбу и язык эльдар. Ар-Гимилзор (годы правления - 3102-3177 В.Э.) запретил встречать корабли эльфов и наказывал тех, кто принимал их. В годы его правления к берегам Нумэнора пришел последний эльфийский корабль. Его сын, Тар-Палантир, восстановил былые обычаи. Он часто с тоской смотрел на Запад с горы Оромэт, с древней башни Короля Минастира, ожидая паруса корабля. Но ни в его правление, и никогда более эльфы с Тол-Эрэссэа не посещали Остров (РЭ, КСА).
С Сауроном и его прислужниками нумэнорцы имели конфликты с Эрэгионской Войны. После 3255 года В.Э. Саурон стал нападать на прибрежные колонии, и был побежден Ар-Фаразоном в 3261 году В.Э. (ПЛ(Ч)) . История его пребывания на Острове не входит в данную этнографию. Многие нумэнорцы были им совращены. Однако есть сведения, что некоторые нумэнорцы и ранее переходили на службу к Саурону. Из числа нумэнорцев были трое назгуул, Призраков Кольца (СА) . Они обнаружили свое присутствие в Средиземье при Тар-Атанамире или его преемнике (ВК(А)).