Государственное устройство, армия и экономика.

  Начало государству в Южных землях положил крупный родоплеменной союз в составе семи или девяти крупных племен и нескольких более мелких. Общую политику определял совет князей этих племен. Глава совета выбирался каждый год в порядке строгой очередности от князя самого крупного до князя самого малочисленного племени. Когда "круг замыкался" (т.е. проходило 9 лет)  в каждом из племен выбирался новый князь. Впоследствии эта система изменилась, но общая структура в целом сохранилась: наиболее крупные племена переросли в самостоятельные княжества, совет племен превратился в механизм системы наследования. Каждый из девяти князей земель, первоначально входивших в совет племен, и поныне носит титул "Правителя всего Юга". Это примерно означает "тот, кто в свое время может стать правителем всех земель Юга", но отнюдь не то, что каждый из них претендовал на престол верховного правителя. Изначально Правитель всего Юга избирался именно среди князей этих девяти земель (на ханнара – "девять земель" – одно из местных названий "Харада"). Хотя со временем княжеств стало больше, их князья не имеют права на титул «Правителя всего Юга», и, соответственно, не могут претендовать на то, чтобы править другими правителями. Северяне называют правителей с титулом «королями», а правителей без титула - князьями. Князья, как правило, не зависят от королей. Однако король может править князем, если подчинит его, а князь королем - не может.

  Система наследования власти изменилась таким образом, что верховная власть в конкретном государстве постепенно перешла к правителям одного рода и наследуется по  прямой линии, при этом, несмотря на то, что титул «правителя всего Юга» сохранялась, реально единого государства (или даже союза государств) не существует. Многочисленные легенды повествуют о Правителях, правящих не только всем Югом, но и подчинивших себе восточные и северные земли, однако это всего лишь легенды. Южане до сих пор верят, что когда-нибудь придет человек, поднимет легендарный Меч Правителя и объединит весь Юг, как легендарный Нгхаранна, по преданию, покоривший не только все земли Юга, но и все земли севера вплоть до северного моря.

  Попытки объединить Юг под единым правителем предпринимались Сауроном и его слугами и во Вторую, и в Третью Эпохи. Во Вторую это были Черные нумэнорцы, в Третью - местные вожди, которым Саурон особо благоволил. Перед Войной Кольца в Хараде было искусственно создано племенное объединение, называемое Ташбааном. Верховный правитель этого объединения носил титул тисрок и считался командующим всей армией Юга. Однако правители Юга редко признавали его власть, и после войны это племенное объединение распалось. Слова «Ташбаан» и «тисрок» - не харадского происхождения, скорее всего, это какие-то сильно искаженные слова Черного наречия. Легендарный правитель Второй Эпохи Кхамул Дхарин (это даже не имя, а один из его титулов на одном из харадских диалектов) был вовсе не Правителем всего Юга, как считают некоторые историки, а всего лишь местным королем, хотя правил он довольно крупным племенем южан.

  На настоящий момент в каждом из конкретных государств Харада власть сосредоточена в руках правящего рода, как правило, наиболее богатого и знатного. Напомню, что правящие роды - это воинские роды. Наследником правителя становится ближайший родственник по мужской линии – сын, за неимением такового – родной брат или племянник. В случае отсутствия подходящих кандидатур правителем мог стать и глава другого рода, наиболее знатного из имевшихся (иерархия родов по знатности хорошо известна и определялась традицией).

  Дочь правителя считается приличным выдавать замуж за другого правителя или же за представителя наиболее знатного рода. Муж дочери правителя не получает права на власть, даже если у правителя и нет сыновей. Иногда и женщины становятся правительницами, но случаи такие редки и принадлежат в основном области легенд.

Изначально правитель государства являлся главой совета племен, их военным предводителем (кирт'анна), выбиравшимся для руководства объединенными военными силами; он же разбирал тяжбы между отдельными племенами. Впоследствии кирт'анна – устойчивый титул любого правителя. Однако отголосок традиции выборности сохранился в том, что иногда кирт'анной выбирается и не правитель, а наиболее уважаемый и опытный полководец (но только с согласия правителя, которое, впрочем, может быть номинальным), да и то только в случае крупной войны с соседями или иноземцами.

  Правитель осуществляет следующие функции: сбор военного ополчения, судебное управление, арбитраж в отношении племен и родов. В течение долгого времени его власть сильно ограничивалась властью местных князей (глав наиболее влиятельных племен), хотя он и имел право судить их. Приговоры и санкции в отношении крупных князей до сих пор осуществляются лишь с согласия остальных из них. Однако нынешние правители нередко используют свою власть таким образом, что получение согласия остальных князей - формальность, ничуть не ограничивающая волю правителя. С другой стороны, князья стараются ограничить власть правителя, потому соперничество правителя и князей - одна из характерных черт харадской жизни.

Местные князья обязаны предоставлять правителю (сообразно могуществу племени) денежное содержание, натуральный оброк и профессиональных воинов из воинских родов. Денежное содержание составляет казну, натуральный оброк хранится у правителя и расходуется в случае надобности не только на его личные нужды или нужды его рода, но и в случае нужды в государстве, например, при неурожае и голоде. Воины, поступающие на службу к правителю от князей, составляют войско правителя. Это войско, состоящее из профессиональных военных, защищает правителя и государство от внешних врагов, а также приводит в исполнение судебные решения правителя: аресты, лишения имущества и т.п. Правитель содержит также и "родовую гвардию", это в основном воины собственного рода и родственных родов. Именно эта гвардия наиболее преданна лично правителю, именно из таких воинов правитель набирает себе телохранителей. Князья также содержат свои собственные дружины, ради собственной безопасности и ради безопасности их земель.

  Профессиональные воины служат своему правителю, либо князю за плату. Обычно каждый князь сам охраняет границы подчиненной ему земли, в случае нужды прося помощи у правителя.  Во время войн все военное управление передавалось в одни руки (правителя или кирт'анны). Во время крупных войн воевать идут не только представители воинских родов, но и все, кто может держать в руках оружие, включая подростков и даже, в случае большой опасности, женщин. Подробнее о войнах и об армии я поведу речь ниже.

  Обычное обращение к правителю – «господин» (т'анна), так же обращаются и ко всем знатным старейшинам и князьям. При обращении к правителю в присутствии знати или глав родов добавляется эпитет нгхаурэ. Сам же правитель обращается к старейшинам «братья», ко всем присутствующим – «братья и дети братьев моих».

  Политику того или иного государства определяет своего рода «королевский совет», состоящий из глав (старейшин) наиболее древних и знатных родов, число которых ограничено. В некоторых случаях (например, при болезни старейшины) место старейшины рода мог занимать его полномочный представитель, избиравшийся советом рода при одобрении старейшины. Каждый из членов совета имеет равные права при принятии решений, любое из которых принималось только с согласия всех без исключения членов совета и обязательно с одобрения правителя. Только из числа членов совета мог избираться регент (при малолетнем наследнике) или временный правитель, а также  кирт'анна. Представители жречества в совет не входили, однако первый из Служителей почти всегда выполнял функции главного советника, к мнению которого правитель не мог не прислушиваться. С увеличением самостоятельности правителя роль «королевского совета» уменьшается, но ныне нет таких правителей, что не прислушивались, пусть и против собственной воли, к голосу старейшин и Служителя.

  Земля в Хараде является собственностью рода, и ни князья, ни правители не имеют права ей единолично распоряжаться. Совет рода распределяет землю по семьям, в зависимости от того, как много земли может обработать та или иная семья. Семья может приглашать работников со стороны, оплачивая их труд, либо заставляя работать как рабов, только за еду. Иные роды вовсе не имеют земли, например, кузнечные или торговые. Род правителя также владеет землей, но сам правитель не является собственником всей земли государства. Между родами земля обычно распределяется естественным порядком, определяемым традицией и тем, насколько род может свою землю защитить. Роды могут обращаться к правителю, если считают, что их землю незаконно отобрали. Однако подобные тяжбы могут длиться годами: харадрим не записывают, какому роду сколько земли принадлежит, а полагаются только на память стариков. Потому и земельные споры трудноразрешимы, одни утверждают одно, другие - другое. Для разрешения земельных споров привлекают представителей незаинтересованных родов, в крайних случаях обращаются к Служителям. Земли, завоеванные в результате больших государственных войн, распределяются прежде всего между воинскими родами, чьи воины участвовали в войне, распределение осуществляет «королевский совет». Земли, бывшие пустошами, имеет право осваивать любой род, эти земли считаются его собственностью, если род совершит на них определенный ритуал, пригласив в качестве свидетелей жрецов.

  Государственная система южан отличается почти полным отсутствием профессиональных чиновников. Правление на местах осуществляется старейшинами местных родов, обладающих всей полнотой власти над своими сородичами. При старейшинах и главах отдельных наиболее крупных семей распространен институт «королевских представителей», чья функция чаще всего или совещательная, или сводится к разрешению конфликтов между членами разных родов; они также следят за регулярностью денежных отчислений в государственную казну. Прямое налогообложение также отсутствует – скажем, любой торговец или ремесленник обязан отчислять определенный процент дохода не непосредственно государству (или правителю, что одно и то же), а в пользу своего рода, размер этих отчислений определяет совет рода в каждом конкретном случае, и лишь впоследствии часть родовых денег поступает в казну правителя в виде фиксированного сбора. Размер сбора («цены достоинства») зависит также от знатности рода и его места в государственной иерархии – более знатные всегда платят больше. Харадрим сильно обижаются и принимают в качестве личного оскорбления снижение налогов для их рода, ведь это значит, по их мнению, что их род не считают достаточно знатным. Потому делом чести считается выплачивать большие налоги, даже если в силу неблагоприятных обстоятельств род испытывает денежные затруднения.

В случае чрезвычайных обстоятельств решением «королевского совета» могут назначаться дополнительные сборы. Местные налоги (к примеру, с торговых экспедиций и иноземцев) также поступают не в казну государства, а в казну местного правящего рода, хотя их максимальный размер и определяются специальными законами. Это приводит к тому, что путники, странствующие по землям Юга, вынуждены платить подати каждый раз, когда они пересекают границы, отделяющие земли одного рода от другого. Все эти сборы делают сухопутные путешествия немногим более выгодные, нежели морские. Несмотря на несовершенство такой системы и большой простор для злоупотреблений (каковые имеют место), государственная казна обычно не испытывает недостатка в средствах, поэтому никаких реформ в этой области никогда не предпринималось.

  Судебные функции в рамках рода исполняет старейшина, в случае тяжбы между людьми из разных родов – представитель правителя в роду потерпевшей стороны при участии старейшин всех участвующих в тяжбе родов, при серьезном межродовом конфликте в качестве судьи выступает правитель. В самых сложных случаях прибегают к помощи и совету Служителей, и нередко их слово становится решающим. Начавшаяся сравнительно недавно кодификация и систематизация законов привела к возникновению слоя профессиональных законоведов, наиболее авторитетные из которых находятся на службе у правителя и получают жалованье из государственной казны, однако немало их находится и на службе у родовой аристократии.

 

  Воины играют в жизни харадрим одну из главных ролей. Сама война, военные действия отнюдь не осуждаются, но скорее приветствуются традиционной моралью. Воинская доблесть, честь, мужество - вот что воспевают певцы, вот к чему стремится каждый мужчина. Воины окружены почтением, их уважают, ими гордятся, они же внушают страх. Харадрим любят демонстрировать свою доблесть, у них часты войны меж племенами и государствами. Сражаются южане храбро, у них нет привычки отступать, даже если поражение очевидно. На войне харадрим не знают жалости, у них в обычае добивать раненых противников, а в захваченных селениях они часто убивают всех, включая женщин, стариков и детей. Так поступают они потому, что считают: что лучше пасть на поле боя, нежели пережить своих товарищей, а истребление противника они считают знаком уважения к нему: ведь убивая женщин, харадрим показывают, что боятся их, а также опасаются мести со стороны не выросших детей. Если город или поселение сдается без боя, харадрим часто оставляют в живых  мирных жителей, но это с их стороны не милосердие, а выражение презрения.

  Сражаются южане как пешие, так и конные. Их лошади низкорослы (несколько ниже среднего лошадиного роста), с крепкой, широкой грудью. Как правило, они гнедой, соловой или буланой масти. Белые скакуны встречаются редко, их обычно отдают правителям.

  Оружием пользуются как прямым, так и изогнутым (в ВК упомянуты скимитары харадрим), а также луками и копьями. Доспехи - бронзовые пластины, либо прикрепленные к кожаной основе, либо связанные шнуром. Знак воина - золотые серьги, их цвет - красный (это цвет воинов и жрецов): идя в бой, харадрим красят лица красной краской, воины носят красные плащи и даже окрашивают в красный цвет острия копий. Щиты круглые, желтого и черного цвета. Военные предводители носят золотые ожерелья.

  Харадрим редко соблюдают строй, скорее каждый род и каждый отдельный воин стремится продемонстрировать воинскую доблесть, бросаясь вперед на врагов, сколько бы их ни было.

  При столкновении родственных племен военная добыча не берется, все имущество, захваченное у противников, сжигается. Воины поступают так, чтобы продемонстрировать свое презрение к богатству, чтобы подчеркнуть преобладающее значение именно доблести, мужества. Так они показывают, что идут в бой не ради низменной корысти, но ведомые стремлением добыть славу и увеличить честь рода. Впрочем, имущество тех, кого они считают чужаками, воины берут охотно.

  Воины не составляют единой профессиональной организации – отдельные союзы воинов существуют внутри родов и подчиняются их старейшинам. Существуют и внеродовые объединения – регулярное княжеское ополчение, войско правителя. Воинами становятся по родовой традиции или по желанию (хотя это редкость), при этом неофит подвергается ряду профессиональных испытаний (по выбору самих Воинов) и инициации. Подтверждение статуса Воина – оружие с клеймом рода (князя), ему лично не принадлежащее. Аналогично можно стать и Служителем.

  И Воины, и Служители имеют неписаный "кодекс чести". Так, для них было недостойно заниматься торговлей или иной коммерческой деятельностью. Сами торговцы существуют в обществе харадрим на особом положении, особенно те из них, которые ведут торговлю с другими землями. Торговля считается среди южан занятием хоть и не позорным, но мало почетным. Потому если в каком-то роду есть торговцы (если этот род не состоит из одних торговцев), их наличие скрывается. Внутренняя торговля развита значительно слабее, нежели внешняя, поэтому купцы, торговавшие, скажем, с Умбаром, значительно богаче всех прочих; как правило, среди таких торговцев довольно мало чистокровных южан, и многие из них стараются удержать свое ремесло в рамках рода, не допуская чужаков. По-видимому это, а также и то, что южане редко соглашались вести торговые операции с золотом, и породило устойчивый на Севере стереотип о «нечистоплотности» местных коммерсантов… В рамках древних, исконно южных родов стараются скрывать принадлежность отдельных их членов к торговле и не слишком приветствуют, если кто-либо изъявлял желание таковой заняться. Торговец, будучи членом рода, отчисляет часть своей прибыли в пользу рода, а род уже платит налоги правителям.

  Занимаются харадрим земледелием, скотоводством, разведением коней. Мореплавание и ловля рыбы не являются распространенными занятиями. Харадрим несколько опасаются моря, и не только его самого, но и тех, кого оно носит по волнам. В любом случае, мореходство считается в Хараде занятием хоть и достойным, но очень уж ненадежным. Добывают в Хараде и полезные ископаемые: железо, медь, серебро, золото, драгоценные камни, соль. На рудниках трудятся в основном рабы и различные «низкие» люди.

  Шелководство также существует на Юге. Вероятно, это нумэнорцы научили харадрим разводить шелковичных червей и делать из их коконов шелк, однако сами южане придерживаются иного мнения.

  Деньги у харадрим серебряные. Золото они добывают, но, поскольку к этому металлу у них особое отношение, они не продают его (как правило) чужестранцам. И вообще не чеканят золотую монету.

Материал из History of Middle Earth толкиновской
Не дословный перевод, а пересказ текста Професора.

Этнография Дальнего Харада

К югу от реки Харнен (Южной) и от гавани Умбар обитает "многочисленный и свирепый" народ, которых нумэнорцы называют харадрим ("южане"). У харадрим существует два государства - Ближний и Дальний Харад. Дальний Харад сами харадрим называют Сайртахана - Земля Солнца, а себя - Саур-та-хаттар, Народ Солнца. Поэтому харадец, называющий себя харадцем, а свою страну - Харадом, - нонсенс.

С юга Земля Солнца ограничена пустыней, с востока - великой степью, где живут кочевники, с северо-запада - Ближним Харадом (Нгхаур-та-хана - Землей Огня). К морю, Умбару и Мордору выходов в настоящий момент не имеется. Столица Земли Солнца - Город Лезвий. Существует легенда об его основании.
Общественное устройство
Государство состоит из княжеств (самые большие и известные - Аргханна и Таурханна). Объединяющим началом служат правитель (киртханна - "князь лезвий"), которого еще не называют королем, и Храм (Талхана - "Священная земля"). В настоящее время намечаются противоречия между линиями Храма и правителя, ибо и тот и другой борются за светскую и духовную власть. Знамя правителя - две черных змеи, сплетенные в красном пламени.

Должность правителя - судебно-административно-хозяйственная: он предводительствует войском, творит суд, собирает общегосударственный налог - "повинность на воинство" - на содержание армии и гос.аппарата, и распределяет государственные средства. В наших терминах он, скорее, верховный чиновник, а не самодержавный властитель. Правителю подчиняется "властитель клинков" - командующий войском. Эту должность может занимать и сам правитель. У правителя, как и у князей, есть личная военная дружина.

Ранее должность правителя была выборной, но в настоящее время является наследуемой от отца к сыну. Нынешний правитель еще довольно молод, его зовут Нгхаранна, сын Нгхауратты. Вот что о нем рассказывают: "Прежде, когда Народ Солнца крепче держался обычаев старины, старший сын правителя уходил служителем в Талхану, а трон доставался второму сыну. Но Нгхауратта, отец нынешнего правителя, был единственным сыном своего отца. И тогда решили служители Храма: пусть он станет правителем. И случилось по сказанному. Однако ж и у Нгхауратты родился единственный сын, Нгхаранна. И мнил он, будучи горд и надменен, что унаследует трон отца. Но когда вошел Нгхаранна в возраст мужей, родился у него младший брат. И вспомнил Храм о прежнем обычае, но то пришлось Нгхаранне не по нраву. Но младший брат его умер, не прожив и трех лет. И поползли по земле дурные слухи. Тогда отец отправил Нгхаранну путешествовать. И возвратился тот лишь после смерти отца, вместе с молодой женой, дочерью владыки Земли Огня, и занял трон отца".

Храм хранит древнюю мудрость и стародавние обычаи Земли Солнца. Храм и его служители пользуются огромным уважением и влиянием. Служители Храма (которых называют "талла") - обязательные советчики при правителе и князьях, их слово граничит с приказанием. Только договоры и обряды, заключенные и проведенные в Храме, являются законными и нерушимыми. Живет Храм подношениями за обряды. В Храме может укрыться преследуемый - если служитель сочтет это справедливым. Говорят, проклятие служителей всегда сбывается. Есть у Храма и своя дружина и свои, очень хорошие, целители. В Храме хранится священный Меч Предков, он же Меч Правителя. По легенде, он может принадлежать только истинному владыке всего Юга, но пока выдается правителю в время больших войн. По другой легенде, взявший его победит, но сам погибнет.

Общественный уклад - родовой. Строгого сословного или кастового деления не существует, просто бывают роды более или менее знатные. Земледелец может стать воином и наоборот, может отдать сына в княжескую или храмовую дружину - это без проблем. Среди приличных родов выделяются воинские и жреческие. Это деление не слишком строго, но традиционно в воинских родах предпочтение отдается карьере воина (в дружине князей, правителя или Храма), в жреческих - религиозной деятельности. Таким образом, благородный чаще всего либо воин, либо жрец. Впрочем, для благородных является зазорной лишь торговля, они могут заниматься и лекарским делом, и земледелием (последнее, понятно, не о князьях, те должны руководить).

Единственная наследственная каста - кузнецы. Их знак - металлический наруч (один). Они живут на земле правителя и все, что делают, обязаны продавать ему.

"Хорошая женщина - это хорошая жена". Общественной деятельностью женщины почти не занимаются, за исключением самых знатных - они занимаются политикой, и тех женщин, которые становятся служительницами Храма. Брак обычно моногамный, жена не считается собственностью мужа. Хотя у человека и может быть больше одной жены, это не приветствуется у знати. Женщине прилично закрывать лицо вуалью.

Честь, по здешним представлениям, присуща каждому человеку. Она заключается в следовании традициям и выполнении своего долга. Человека, живущего не по чести (вора и т.д.), называют "слабым" и презирают его за то, что он не может справиться с собственными пороками. Тех, кто идет против чести, изгоняют и казнят. Это решают люди и/или король. Серьезная болезнь - тоже слабость. Тяжело и хронически больного (прокаженного, полного инвалида) можно убить. Казни: для благородных - сожжение, для прочих смерть от клинка разными способами, очень редко сбрасывают в пропасть или замуровывают живьем. В отличие от Ближнего Харада, здесь убийство в спину или отравление противника не считаются достойными поступками.

В рабство обращают обычно пленных, обращать в рабов должников и т.д. не является приличным.

Одежда: что-то типа длинных рубашек до колен, широкая распашная одежда с широкими рукавами, пояса, повязки на голову.
ВЕРОВАНИЯ
Вот что рассказывают о происхождении мира:

"В начале мира не было, потом мир стал. И возник он среди Изначальной Тьмы, а как и по чьему слову - то неведомо, и тайна сия велика есть.

В начале было Солнце, пылающее во Тьме. От союза Солнца и Тьмы явилась твердь. И пришли в мир из Тьмы Боги, многие числом, коим надлежало владеть миром. И решили они преобразить мир по замыслу своему, населив его живыми созданиями, что имеют душу, дабы все живущее радовало их. И среди прочих сотворили они людей, которым надлежало быть им верными помощниками в их делах, и всячески служить им. И были люди в те времене бессмертны и сильны телом. И радостным было время то.

Но чем далее, тем более становилось среди людей тех, кто говорили будто люди не слуги богов, но ровня им. И что надлежит и людям, и богам вместе править миром сим: "Не по праву считать нас слугами". Стали люди вести речи против богов. И когда стали те люди велики числом, ушли они воевать с богами и восстали против богов. И говорят, что был среди них некто, звавший себя подателем даров. И был из них наиболее силен, за послушание и внимание обещая многое. Многие почитают его и по сей день.

Сильны были люди и более многочисленны, чем боги, и изгнаны богов за пределы мира. И мир лежал в руинах. Но пред тем как уйти, собрались боги и прокляли мир этот и людей многими из своих проклятий, так что с тех пор стали люди болеть и умирать. И чем дальше, тем короче становились дни людей.

Однако не все среди людей пошли против богов. Были среди них те, что были Детьми Богов от смертных, а также те, кто был с богами во время бунта. Однако ж остались они и не ушли, ибо кровь людей не дала им покинуть эти земли. И бежали Дети Богов, страшась людского гнева, на север и рассеялись там. От богов же сохранили бессмертие, хотя тело их уязвимо. Глаза же их сияют во мраке. И не любят они людей, что восстали против богов, их прародителей, и причиняют людям всякое зло. И оттого ненависти достойны Дети Богов и Морской Народ, что дружен с ними.

Впервые тогда закатилось Солнце, сокрылось. И настала Тьма и убоялись люди. И явились тогда порождения тьмы и злые твари, насланные богами на людей за грехи их. И не было у них иного света кроме огня, что давал тепло и спасал от порождений Мрака. И поклонились они огню и назвали его своим предводителем. Через долгое время вновь взошло солнце. Хотя светило оно и не столь ярко как прежде, поклонились люди лучам его и назвали Солнце Князем над ними, говоря, что нет у них иного бога кроме Солнца. Однако ж с тех пор повелось, что ночь для огня, а день - для Солнца.

Сказали бывшие среди людей мудрые: должно пойти нам вслед за Солнцем. Ибо тогда, быть может, придем мы в те земли, где светит оно ярче. А огонь сохранит нас от зла ночи". По сей причине почитают в Сауртахане Огонь и Солнце, поклоняясь им как неантропоморфным стихиям, и очень сильно не любят эльфов, которые, по здешним поверьям, наводят болезни и крадут детей. Существуют и другие духи, уже не имеющие человеческого облика, которые тоже наводят болезни. Их надо отгонять огнем.

Существует, хотя и не очень распространен, культ Черного Пламени. Среди местных он вызывает уважение, граничащее со страхом. Его адепты весьма уважаемы, но если они навредят, то их могут и убить. Говорят, что сильнейший из них - князь земли Нгхаур-тал-хана (Мордора). Адепты этого культа могут быть и среди служителей Храма.

Верят в загробный мир, куда уходит по смерти душа, но иногда души возвращаются. Говорят, что служители Храма умеют возвращать души в мир.
Обряды и ритуалы
В Храме находится алтарь-очаг, его называют "нгхалла", этим же словом обозначается любой очаг или костер (который обязательно должен быть обложен камнями). Все обряды, имеющие мало-мальское значение, проводятся в Храме!

Службы в Храме бывают на рассвете и на закате. На рассвете - шествие из Храма с огнем. Жрец может сказать слово-проповедь. На закате служительница танцует священный танец. Она может изрекать прорицания. Можно просить танцевать для себя, кого-то и просить о прорицании. Служителей можно просить узреть нечто в огне.

Есть ежегодный праздник основания Города - он же начало календарного года: жрецы выходят из Храма, возжигают священный огонь, и выносят из Храма Меч Правителя. Бывают Храмовые пиршества (хавчик вскладчину).

Новорожденного также приносят в Храм, где служитель дает ему имя. Браки тоже заключаются в Храме. Похороны: кремация - только для благородных.

Воинские обряды: князю присягают после испытания - надо взять раскаленный меч и сражаться им.

Существуют и более мелкие храмы, святилища, которые называются "халла", обычно - при местах естественных выходов природного газа, там горит вечный огонь, но нет постоянного контингента жрецов. На территории такого храма не может быть пролита кровь, оскверненный храм оставляется. Осквернен халла может быть, например, пролитием крови, смертью в нем и т.п.

Последнее время из степи вместе с шаманскими культами стали проникать странные обычаи, вроде обыкновения пить странные настои и воскурять странные зелья, чтобы видеть удивительные сны и говорить с духами и богами.
Экономика
Есть нефть и неугасимые огни. Рубины, сердолики. золото. Золото в торговле не используется, потому что священный металл. Монеты слитками серебряные, но серебря мало, оно нехороший металл (еще один повод для нелюбви к эльфам и нумэнорцам). Железо есть. В основном скотоводство: ламы, овцы. Лошади. Шерсть, молочко, мясо. Свое вино не очень хорошее.
Отношнния с соседями
Отношения с Землей Огня (Ближним Харадом) напряженные. Там сильны воинские культы и сословия, они очень сильно отступили от старых традий и считают, что их король должен сесть во главе объединенной Земли Солнца и Огня. Лет 20 назад, когда в Б.Хараде случился бунт против короля, отец нынешнего правителя попытался вернуть "исконные земли", и ради сохранения целостности государства король Ближнего Харада призвал на помощь нумэнорцев из Умбара. Однако нынешний правитель женат на дочери короля Земли Огня.

Отношения с нумэнорцами. Раньше на месте нумэнорской колонии Умбар находилось Святилище Заката. Потом туда стали приплывать Люди Моря и со временем нечестно Уммар захапали, святилище разрушили-разобрали. Сначала считали, что Морской Народ - из хороших земель (раз живет далеко на западе, по пути Солнца), но потом узнали, что те дружат с Детьми Богов, и заподозрили, что Морской Народ и Дети Богов захотят захватить юг. В последовавшей серии военных конфликтов инициатива исходила из Земли Солнца. Храм считает, что нумэнорцев надо прогнать из-за святилища, правитель - потому что они навязывают свои обычаи и хотят захватить юг, простой народ верит, что Морской Народ - злые колдуны (поклоняются серебряному дереву, а серебро - металл нехороший), живут не по-людски долго и не по-людски сильны (значит, родня Богов и Детей Богов), злобные, воинственные, не боятся боли, а еще едят харадримских младенцев.

Мордор считается обиталищем чего-то сильного, а потому - священного.

Из степи приходят странные обычаи и шаманские культы, на которые служители Храма смотрят с неодобрением.

На границе с Ближним Харадом стоит небольшое святилище-халла, где живет знаменитая пророчица-калека.
Одежда
Одежда: что-то типа длинных рубашек до колен, широкая распашная одежда с широкими рукавами, пояса, повязки на голову. Пояса широкие. Можно носить что-то типа лейна (широкая одежда с разрезом, похожа на халат).Женщинам рекомендуются длинные платья.
Язык
На игре Ближний и Дальний Харад говорят на одном языке.
Словарь
нгхалла - алтарь, очаг, костер
Талхана - Храм
тауру - море
халла - святилище
хана - земля, княжество
Умбар - Уммар-та-хана
нумэнорцы, Морской Народ - Таур-ан-хаттар
Мордор - Нгхаур-тал-хана
Все, кто на востоке - халхат

Мужские имена: Кайрталла, Кхатта (ворон), Рханна (волк), Сайиранна (сокр. Саэнна), Сайирхатта ( сокр. Сайэтта), Илханна, Хана-ри-танна, Хастара.

Женские имена: Ирханну, Хайиннар, Сайэннар, Иннару, Халаннар, Хастару.

Обращения:
к князю - тханна, киртханна (так обратится, скорее, воин)
к служителю - талла
к служительнице - таллари
к воину - нгхаурэ, кхиратта или все вместе - кхиратта нгхаурэ
к благородной женщине - танну
к прочим - шара

Приветствие, оно же прощание и боевой клич - нгхайрэ!

Клянутся обычно словом Солнца и Огня, очагом родного дома - "а нгхалла-ри". Воин клянется мечом. Проклятия: "да погаснет огонь в очаге твоем, да придет к тебе в ночи недуг, да испепелит тебя Солнце лучом своим" и т.д. Длинно и возвышенно.

Ругательства:
хивитта (букв. "песчанная лиса")
халисса (букв. "шакал")
иххи (букв. "скорпион")

Источник