Королевский свиток
Остогер
Религия в Арде
(Хрестоматия)
" I am in any case myself a Christian; but
the 'Third Age' was not a Christian World"
(J.R.R. Tolkien)
Предисловие
Вопрос о существовании религии и ее формах в мире Толкиена возник еще на заре существования листа, в апреле 1997 г. Тогда один из основных вопросов этой темы был сформулирован Руумилом следующим образом:
"Почему у Толкиена нет религии нигде (разве что в Нуменоре)?"
В ответ я писал:
"Многие удивляются отсутствию упоминаний о религиозных представлениях народов Арды, полагая причиной тому либо отсутствие религии (что кажется [им] невероятным), либо нежелание Толкиена писать об этом предмете (умолчание). Ни то, ни другое неверно. Действительно, сведения весьма скудны, но нет оснований говорить об их отсутствии"
Теперь, через более чем два года после написания этих строк, я понимаю, что был слишком категоричен, и сведения вовсе не так уж "весьма скудны" как мне представлялось. Именно это и побудило меня переработать свои старые послания на лист в сводную статью, дополнив их новыми сведениями, нисколько, впрочем, не изменивших моих старых выводов.
Прежде чем приступить к изложению, имеет смысл привести точку зрения самого Дж.Р.Р. Толкиена
"Единственной критикой, вызывавшей мое раздражение, было утверждение об "отсутствии религий" (а также и "отсутствии Женщин", впрочем, это не имеет значения, поскольку неверно). Это монотеистический мир с "естественной теологией". Необычное отсутствие церквей, храмов, или религиозных обрядов и церемоний, является всего лишь частью данного исторического полотна"
Разумеется, это утверждение нуждается в некотором комментировании, но оно позволяет нам не искать того, чего нет, там, где сего нет, а именно, отбросить гипотезу о сознательном замалчивании Толкиеном существования религиозных культов там, где кому-либо хотелось бы (по тем или иным причинам) их увидеть. Таким образом, имеет смысл ограничить область исследований теми границами, которые очертил сам автор своими сведениями.
Прежде всего следует заметить, что поскольку через всю историю Арды (как следствие Великой Музыки) проходит борьба Замысла с Искажением, то следует выделить существование двух взаимоисключающих религий:
"- Нет, говорите Вы, Эру - Единый, и равных Ему нет, Он сотворил Эа, а сам - вне ее; валар могущественнее нас, но немногим ближе к Его величию. Не так ли?
- Так, - кивнул Финрод. - Мы так говорим. Мы знаем валар, и все они говорят то же самое - все, кроме одного."
Назовем их, не мудрствуя лукаво, Религией Замысла и Религией Искажения (под "религией" здесь подразумеваются лишь религиозные представления, не формы культа). Начнем с первой.
1. Религия Замысла
Суть ее выражают следующие положения Толкиена:
"Эльдары и нуменорцы верили в Единого, истинного Бога, и считали поклонение иным - мерзостью"
"... они [валары] - всего лишь сотворенные духи - высокие в ангельской, как мы могли бы сказать, иерархии, с подчиненными им низшими ангелами - почитаемые, как следствие, но не удостаиваемые поклонения (*)
(*) Потому и не было в этом "мире" храмов, "церквей" или капищ у "добрых" народов. Они совсем или почти не имели "религии" в смысле богослужения. Они могли в беде воззвать к валарам (к Элберет, например), как католик мог бы воззвать к святым..."
2. О Религии Замысла у различных народов
2.1. Эльфы
Известно, что люди Трех Домов, придя в Белерианд, попали под сильное влияние культуры эльдаров, заимствовали их космогонию и философию:
"...они [люди Запада] - потомки тех людей, что пытались раскаяться и бежали с Востока от тирании Темного Владыки и его ложной религии, и, при помощи эльфов, вернули (и углубили) свое знание истины и природы Мира. Так они ушли от языческой "религии" в чисто монотеистический мир, в котором никакой предмет, существо или явление не могло быть предметом поклонения, даже боги (валары), ибо и они были всего лишь созданиями Единого. Он же - вне.
Нолдор Белерианда были изгнанниками (после своего падения) из Благословенного Края и не имели "религии" (или, скорее, культа), ибо валары славили Эру "Единого", Илуватара Всеотца, на Таникветиль."
"...На Таникветиль каждый раз, в начале сбора плодов, Манвэ устраивал великое празднество во славу Эру, когда все народы Валинора пели и веселились на Таникветиль. "
Хотя у эльфов и отсутствовали религиозные обряды и церемонии, их тенью все же, наверное, возможно счесть еженощное пение к Элберет при восходе звезд.
"Из всех духов Мира эльфы более всего любят и почитают Варду. Они зовут ее Элберет и взывают к ней из мглы Средиземья, и возносят ей песни при восходе звезд."
"Высоко на востоке зажглась Звездная сеть, Реммират; принизывая туман, разгорелся, как пламенный рубин, Боргиль. Потом вдруг, словно по волшебству, небо разъяснилось, а из-за окраины мира блеснул Небесный Меченосец, Мэнальвагор, в сверкающем поясе. Эльфы встретили его звонкой песней..."
Впрочем, такой обычай, характерен полагаю, лишь для калаквэнди (а в Средиземье лишь для нолдоров):
"Это же заморские эльфы. Песня про Элберет! - изумился Фродо. "
Но не для мориквэнди и, тем более, авари:
"...но то были авари, для которых история Белерианда была лишь слухом, а Валинор - малознакомым именем."
Обычай же в беде призывать Элберет, существовал, вероятно, даже и среди лесных эльфов:
"Внезапно путников охватил страх.
- О Элберет Гилтониэль, - вскидывая голову, прошептал Леголас."
В ходу были и пожелания вроде:
"Да хранит тебя Элберет."
Следует добавить, что у Толкиена были глухо упомянуты некие эльфийские "празднества в честь айнур:
"...в народе прозвали ее Идриль Среброногая, ибо она, хоть и королевская дочь, всегда ходила босая и простоволосая, кроме как на празднествах в честь айнур."
Этого, полагаю, достаточно, чтобы получить некоторое представление о "религии" (точнее, ее отсутствии - в смысле культа) у эльфов.
2.2. Люди
Голос говорил с нами, и мы внимали. И сказал Голос:
- Вы - мои дети. Я послал вас, чтобы вы жили здесь. Придет время, и вы унаследуете всю Землю, но пока вы еще дети и должны учиться. Взывайте ко мне, и услышу; ибо я смотрю на вас
(Повесть Аданэли)
2.3. Нуменорцы Второй Эпохи
Нуменорцы, потомки Трех Домов, переняли, как уже говорилось, посредством предков, свои религиозные представления от эльфов
"Но Хурин ответил: Ты что, забыл с кем говоришь? Давным-давно ты проповедовал так нашим отцам, но мы избегли твоей тени. Теперь же мы знаем о тебе от тех, кто видел Свет и слышал голос Манвэ. Да, до Арды был ты; но не только ты. И не ты - создатель ее. И могущественнейший - не ты, ибо растратил втуне силу свою. Ты не более, чем сбежавший вор, и твои цепи еще ждут тебя.
"Ты хорошо заучил песни своих хозяев", сказал Моргот."
Далее,
"Нуменорцы (как и прочие народы людей, враждебных Морготу, но оставшихся в Средиземье и не ушедших в Нуменор; например, ристанийцы) были строго монотеистами."
"В Нуменоре не было храмов (пока Саурон не ввел культ Моргота). Вершина Менельтармы, Небесной Колонны, была посвящена Эру Единому; там в любое время - в подражание валарам на Таниквэтиль - нуменорцы (в одиночестве, а в определенные времена и вместе) взывали к Богу и славили Бога."
Заметим, однако, что лишь император Нуменора мог говорить вслух на вершине Небесной Колонны.) Вершина Менельтармы была единственным местом поклонения в Нуменоре, там не было ни строений, ни храмов: эти вещи ассоциировались со злом. Были в Нуменоре и места, посвященные тем или иным валарам, но они не были местами поклонения.
"...Говорят, что в древности сами Владыки по временам бродили в садах, что мы [нуменорцы] посвятили им. Там ставили мы их образы, сотворенные эрессейцами, что видели их в лицо, - словно портреты дорогих друзей. Не было храмов в этой земле. Но на Горе беседовали мы с Единым, что не имеет образа"."
Следует добавить еще, что в Нуменоре существовал обычай приносить в дар Эру первые плоды. [18] Подробности же, касающиеся религиозных обрядов Нуменора, упомянутые в UT, настолько общеизвестны, что я привожу лишь ссылку на них. Подобно тому, как эльфы выделяли изо всех валаров и особо чтили Элберет), нуменорцы почитали Уйнен и приравнивали ее в своем почитании валарам. Что же касается Эру, то лишь императору позволялось призывать его имя в свидетели, и притом только в исключительно важных и торжественных случаях. Впрочем, нуменорцам случалось упоминать имя Единого и вне официальных церемоний:
"- Да призовет меня Эру раньше, чем придет такое время! - воскликнул Менельдур"
2.4. Нуменорцы Третьей Эпохи
But if you imagine people in such a mythical state, in
which Evil is largely incarnate, and in which physical resistance
to it is a major act of loyality to God, I think you would have the
'good people' in just such a state: concentrated on the negative:
the resistance to the false, while 'truth' remained more historical
and philosofical than religious
(J.R.R. Tolkien)
Гондор - государство, основанное Верными после гибели Нуменора - старался, как известно, в чем это было возможно, следовать древненуменорским традициям.
"Валары не приняли вызов восставших, ибо эрухини не были в их власти: они не могли ни сражаться с ними, ни воздействовать на них демонстрацией своих "божественных" сил. Они воззвали к Богу, что привело к катастрофическому "изменению замысла". ... Подобно Ною, горстка Верных, отрекшихся от участия в мятеже (хотя многие из них и были принесены в жертву "сауроновцами" в Храме), спаслись ... и основали государства - гаснущую память о Нуменоре в изгнании, ... унаследовав ненависть Саурона, дружбу эльфов, знание истинного Бога и (к несчастью) стремление к земному бессмертию), обычаи бальзамирования и строительства великолепных гробниц - их единственных (или почти единственных) "святилищ". Святилище Эру и Менельтарма сгинули, и не было им замены. Точно так же, когда пришла к концу линия императоров, исчез эквивалент "священства": ибо эти понятия ("священник" и "государь") совпадали для нуменорцев. Однако, хотя Бог (Эру) и был основой философии добрых нуменорцев, первопричиной истории в их понимании, Он во время Войны за Кольцо не имел святилищ; Ему не поклонялись. Отличительной чертой Запада, и всех земель, находившихся под нуменорским влиянием был отказ поклоняться какому-либо "существу", и прежде всего "темному владыке", демону сатаны, Саурону, или кому иному. Они, как я полагаю, не возносили богу молитв, но сохраняли остатки обычая "благодарения". (Находившиеся под сильным влиянием эльфийской культуры могли взывать к валарам о помощи, будучи в неотвратимой беде или в страхе перед злобным врагом). Позднее обнаружилось, что существовало, все же "святилище" на Миндоллуине, доступное лишь императорам, где они издревле славили Эру и благодарили его от имени всего народа, что со временем было забыто. Именно там Арагорн нашел сеянец Белого Дерева, и пересадил его в Фонтанном Дворе. Следует предположить, что с возвращением династии императоров-священников (чьей праматерью была Лучиэнь) почитание Бога было возобновлено, и Его Имя (или титул) вновь было у всех на устах. Но не существовало храмов Истинного Бога, пока не угасло нуменорскоe влияние."
"Но Нуменор пал и был уничтожен, Гору поглотили воды, и не было ей замены. Среди изгнанников, остатков Верных, что отвергли ложную религию и не приняли участия в восстании, религия как поклонение божеству (но не как философия и метафизика) не играла большой роли, хотя ее отблеск можно уловить в замечании Фарамира о предтрапезном обряде."
Вместе со многими другими обычаями гондорцы сохранили и нуменорский закон о том, что лишь император мог призывать Эру в свидетели; когда же династия Анариона прервалась, это право перешло к наместникам.
2.5. Ристанийцы
Помимо того, что ристанийцы были монотеистами и знали о существовании Ороме:
"Люди говорили, что Бэма (так звали ристанийцы Оромэ Охотника) привел предков меарас с Запада, из-за Моря."
мы немногое знаем об их религиозных представлениях. Кое какую информацию можно извлечь из предсмертных слов Теодена:
"... Иду к предкам. Но даже среди них, могучих, мне теперь можно не стыдиться..."
Не было ли у ристанийцев культа предков?
2.6. Хоббиты
"Я не думаю, что у хоббитов существовали какие либо формы поклонения или молитвы (разве что у находившихся под особым эльфийским влиянием (см. [20]) [36]"
По поводу "особого эльфийского влияния":
"А Фродо, упав наземь, сам не зная почему, вдруг вскричал: "О Элберет! Гилтониэль!" - и ударил кинжалом в ногу подступившего врага."
"Именем Элберет и прекрасной Лучиэнь клянусь, - проговорил Фродо, воздев меч, - Кольца вы не получите. И я не ваш"."
"- Гилтониэль, о Элберет! - выкрикнул Сэм: ему вдруг вспомнилась Хоббитания и песня эльфов, от которой шарахнулся в лес черный Всадник.
- Аийа эленион Анкалима! - воскликнул позади него Фродо."
и т.д.
2.7. Синие Маги
"Говорят, что они были основателями и зачинателями тайных культов и "магических" обычаев, переживших падение Саурона."
3. О Религии Искажения у различных народов
I am the Elder King: Melkor, first and mightiest of all the Valar, who was before the world, and made it
3.1. Учение Мелькора
Говорят, Мелькор в древние времена казался хорошим, и завоевал любовь людей, и тогда начал богохульствовать, говоря, что Эру не существует, и называл себя Господом, а люди согласились и назвали его своим Господом и Богом.
Учение и культ Мелькора, который он проповедовал людям на заре их истории, подробно описаны в "Повести Аданэли" Вкратце же Мелькор изложил суть своего учения Хурину
"Я - Извечный Король, Мелькор, первый и могущественнейший из всех валар, тот, кто был до начала мира и сотворил его. Тень моего замысла лежит на Арде, и все, что есть в ней, склоняется медленно и верно перед моей волей."
"- Вот что скажу я тебе напоследок, раб Моргот - и это я знаю не от эльдаров, ибо мудрость эта вложена мне в душу в сей час. Пусть даже и Арда, и Менель покорятся твоему владычеству - над людьми ты не властен, и не будешь властен. Ибо ты не сможешь преследовать тех, кто не покорится тебе, за пределами Кругов Мира."
"- Да, я не стану преследовать их за пределами Кругов Мира, - ответил Моргот. - Не стану, ибо за пределами Кругов Мира - Ничто. Но в Кругах Мира им не скрыться от меня, пока они не уйдут в Ничто"
"- Ты лжешь, - сказал Хурин."
3.2. Культ Мелькора в Нуменоре
Учение
"- Ибо ныне, владея слухом людей, Саурон хитроумно исказил все, чему учили валары: говорил он, что в мире, на востоке и даже на западе есть множество морей и земель, ждущих завоевания, где лежат втуне несметные сокровища. Если же они и достигнут края мира, за ним лежит Древняя Тьма. "Из нее же был сотворен мир. Ибо лишь Тьма Божественна, и Властелин ее в силах дарить своим верным слугам новые миры, так что могуществу их не будет предела"
"- Кто же Властелин Тьмы? - спросил Ар-Фаразон."
"И тогда, запершись вдвоем с королем, Саурон заговорил с ним и солгал, говоря:"
"- Властелин Тьмы - это тот, чье имя не произносится ныне: ибо валары обманули вас, представив вместо него Эру, близкий призрак, сотворенный их злодейством, дабы заставить людей служить себе. Истинный их повелитель еще возвысится и освободит вас от этого призрака; имя же его Мелькор, Владыка Сущего, Дарующий Свободу, и он даст вам куда большие силы"
"Так Ар-Фаразон обратился к почитанию Тьмы и Мелькора, Владыки Ее - вначале тайно, а затем открыто, при подданных своих; и они большей частью последовали за ним"
Культ
"По велению Саурона на холме посреди златого Армэнэлоса, нуменорского града, выстроили огромный храм; был он круглый и на высоком цоколе в тысячу футов шириною; стены - пятдесят футов толщиною, и пятьсот футов высотой, а венчал их громадный купол. Купол этот покрыли серебром, и он так блистал в лучах солнца, что был виден издалека; но очень скоро свет его померк, а серебро почернело. Ибо посреди храма, на алтаре пылал огонь, а в самой вершине купола была башенка, из которой поднимался дым. Первое же пламя на алтаре Саурон напитал мертвым деревом Нимлота, и огонь с треском пожрал Дерево, и немало дивились люди, ибо дым, рожденный тем костром, семь дней стоял тучей надо всем краем, прежде чем неспешно уплыть на запад.
С тех пор огонь не угасал и дым не таял, ибо мощь Саурона все возрастала, а в храме этом люди предавали людей мучительной смерти, принося кровавые жертвы Мелькору, дабы он избавил их от Смерти...
Могучими и вооруженными приплывали нуменорцы в Средиземье - уже не дарители и не вожди, но жестокие завоеватели. Они хватали людей Средиземья и обращали их в рабство, и присваивали себе их добро, и многих жестоко умерщвляли на алтарях. Ибо в твердынях своих возвели нуменорцы храмы и гробницы; и люди боялись их, и память о добрых королях прежних дней померкла, затмившись жуткими повествованиями"
Человеческие жертвы, очевидно, приносились и с целью обеспечить успех того или иного предприятия. Например, похода Ар-Фаразона:
"Все ждало лишь слова Ар-Фаразона; Саурон же удалился во внутренний круг Храма, и туда привели жертвы, дабы сжечь их"
3.3. Культ Саурона в Средиземье
Вторая эпоха: Варвары
"На юге и на востоке почти все люди были подвластны Саурону, и стали сильны в те дни, и возвели города с каменными стенами, и были многочисленны и жестоки в бою, и вооружены железом. Саурон был для них владыкой и божеством и вызывал у них безмерный ужас, ибо обиталище его было обнесено огнем"
"Когда же Черный Властелин объявился в Средиземье и вновь стал могуч и страшен, Исилдур призвал горцев на великую брань, а они отказались воевать, ибо втайне предались Саурону еще во Вторую Эпоху, в проклятые времена его владычества"
Вторая эпоха: Черные нуменорцы
"Говорят, он был потомком тех предателей рода людского, которые назывались Черными Нуменорцами: они перебрались в Средиземье во времена полновластного владычества Саурона и предались ему, соблазнившись чернокнижной наукой"
Третья Эпоха
"Саурон желал быть и Царем и Богом, и почитался за такового своими прислужниками; в случае своей победы он бы потребовал божественных почестей от всех разумных существ и абсолютной светской власти надо всем миром"
"В конце Второй Эпохи Саурон принял роль морготова местоблюстителя. В конце Третьей Эпохе (хотя и будучи много слабее, чем прежде) он объявил себя Морготом вернувшимся"
3.4. "Язычники"
"Зачем? Зачем они бегут, дурачье? - проговорил Денэтор. - Сгорят - и отмучаются, все равно ж гореть. Возвращайтесь в огонь. А я? Я взойду на погребальный костер. Да, да на костер! Ни Денэтору, н Фарамиру нет места в усыпальнице предков. Нет им посмертного ложа. Не суждено упокоиться вечным сном их умащенным телам! Нет, мы обратимся в пепел, как цари древнейших времен, когда еще не приплыл с Запада ни один корабль. Все кончено: Запад побежден. Идите и гибните в огне!"
"Не волен ты, наместник, предуказавать день и час своей смерти, - отвечал ему Гэндальф. - Одни лишь владыки древности, покорствуя темным силам, назначали этот час и, одержимые гордыней и отчаянием, убивали себя, а заодно и родню, чтоб легче было умирать"